Градус напряжения в кабинете спикера питерского ЗакСа Вадима Тюльпанова, где единороссы слушали самое короткое послание президента, был высок. Казалось, партийцы напряженно ждут тезиса о «политическом застое». Но его так и не прозвучало. Дмитрий Медведев сосредоточился на детях.
Градус напряжения в кабинете спикера питерского ЗакСа Вадима Тюльпанова, где единороссы слушали самое короткое послание президента, был высок. Депутаты старательно конспектировали, перекидывались смс-ками, с интересом смотрели на Владимира Путина, когда Дмитрий Медведев цитировал Уинстона Черчилля («школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать»), улыбались неравнодушным к табаку коллегам, когда глава государства сетовал на то, что «у нас один из самых высоких в мире уровней курения», и облегченно выдохнули после не прозвучавшего тезиса о «политическом застое».
С утра в приемной Вадима Тюльпанова было многолюдно — собралась почти вся фракция «ЕдРа», сотрудники аппарата горпарламента и журналисты . Томительное ожидание, язвительные замечания, еле скрываемое волнение партийцев. Без двух минут двенадцать парламентариев пригласили в кабинет, на входе им выдали ручки и листы бумаги, чтобы конспектировали, и они конспектировали — кто-то хуже, кто-то лучше.
Возможно (если бы за происходящим наблюдал президент), «пятерку» заработал бы Андрей Черных — он слушал внимательнее всех и записывал чаще. Не исключено, что с жирной «двойкой» в журнале отправился бы домой Никита Ананов — тот активно писал смс-ки и отвлекался, его сосед по парте Вадим Войтановский уловил модернизационный настрой и тоже не расставался с мобильником на протяжении всей «пары». Замечания в дневник получили бы опоздавшие — Аркадий Крамарев (на 35 минут) и Виталий Милонов (на 1 час 07 минут). Последний, впрочем, готов выйти к доске на следующем уроке, материал усвоил хорошо. По собственному признанию, «благодаря мегагаджетам у него всё в реальном времени». Общение с соседом посланию предпочел Алексей Белоусов — он, сидя на галёрке, о чём-то шептался с начальником аппарата председателя ЗакСа Александром Зарагацким.
Об итогах за 2010 год «единороссы» слушали без особого энтузиазма: записи (может, рисунки — доподлинно неизвестно) периодически делали Евгения Семенова и Черных.
«Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада. Экономический рост составит 4% в этом году», — пришел к выводу глава государства. «Численность безработных сейчас составляет около 5 млн человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса, - продолжил он. - Это существенное достижение».
«Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена», - говорил Медведев.
Единороссы заскучали, сникли, некоторые понуро смотрели в окно, не смог их развеселить даже тот факт, что «в текущем году мы «научили» всемирную сеть русскому языку - доменная зона «.рф» открыта и быстро набирает популярность».
После слов о необходимости «создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи» партийцы с облегчением выдохнули — тезис о «политической перестройке» в повестке дня не значился. Разумеется, единороссы заранее знали примерное содержание президентского послания (ключевое слово здесь «примерное»), однако очевидно, что до последнего (после обнаружения Медведевым на прошлой неделе симптомов застоя) их терзали смутные сомнения.
«Мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго», - заявил глава государства. «Хорошо, что за неё, а не за кое-что другое», - пошутил кто-то из журналистов.
«Поручаю правительству совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка», - сказал Медведев.
«Земельный» тезис президента вызвал наиболее бурные дискуссии среди «партийцев», позже признавшихся в том, что в «Петербурге не так много земли».
Черных продолжал конспектировать, листы закончились, он потянулся за новым.
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», - говорил когда-то Уинстон Черчилль», - процитировал британского политика президент. Черных оторвался от записей и смущенно посмотрел на экран — в зале перед Медведевым сидел премьер — Владимир Путин.
«Нам необходимо создать новые, качественные фильмы, и они должны быть интересны современным детям, - продолжал Дмитрий Анатольевич. - Давайте вспомним, какое влияние на развитие целых поколений оказывала, к примеру, захватывающая научная фантастика (мы все читали ее), которая увлекала ребят и звала совершать собственные открытия. Целое поколение выросло на этих книжках».
Не исключено, что Игорь Высоцкий вырос на другой литературе — при словах о «захватывающей научной фантастике» он с тоской посмотрел в окно, затем на потолок, позже на ковер. Участник состава контингента Советских войск в Афганистане в 1979-1981 годах Высоцкий одобрительно кивнул при словах о необходимости «серьезного обновления работы по патриотическому воспитанию молодежи».
«У нас один из самых высоких в мире уровней курения в стране», - посетовал Медведев. Высказывание вызвало улыбку в стане единороссов - партийцы некурящие посмотрели на коллег, неравнодушных к табаку. Те ответили чуть заметной улыбкой.
«Дух новаторства, желание делать что-либо новое, дерзость мысли – все это сегодня очень нужно нашей стране», - подчеркнул глава государства, чем озадачил петербургских депутатов.
«Убаюканные» темой детства «партийцы» вновь заскучали: перебежчик из «Справедливой России» Сергей Соловьев нетерпеливо смотрел на часы, Высоцкий не мог справиться с зевотой, едва не задремал Аркадий Крамарев. «Соображали на троих» Войтановский, Высоцкий и Соловьев, которые над чем-то периодически посмеивались, между ними сидел продолжавший старательно записывать Черных. Вероятно, шушукаясь, они ему мешали.
«Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве», - заметил президент.
На экране появилась Валентина Матвиенко, депутаты трогательно посмотрели на неё.
«Органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Каждый должен заниматься своим делом", - подчеркнул глава государства, что вызвало короткую партийную дискуссию — на этот раз между Черных и Игорем Риммером.
«Важнейший показатель качества жизни людей – это качество политической системы», - сказал Дмитрий Анатольевич.
Градус напряжения резко пошел вверх. Председатель комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству ЗакСа Соловьев, ранее к конспектированию равнодушный, потянулся за бумагой, выхватив последнюю перед прямо перед носом Риммера. Готовился записывать и... ничего. Ни слова о симптомах застоя, угрозы превращения стабильности в фактор стагнации не прозвучало...
В кабинете руководителя фракции эсеров Олега Нилова после прямого эфира пахло гарью — во время послания, пояснил депутат, сгорела лампочка. «Видимо, была не энергосберегающей, - пошутил он. - Такая сила президентского слова». Нилов, по собственному признанию, не понял, где брать деньги на президентские инициативы. «Где деньги, Дим?» - без обиняков спросил он.
Эсер заявил, что в послании, по его мнению, не прозвучало главного — модернизации политической системы. Он сравнил акцент Медведева на проблеме детства с обустройством детской комнатки в здании с фундаментом из глины, которое грозит вот-вот рухнуть вместе «с детской комнатой, космическими, атомными и прочими нанотехнологиями». Его однопартиец Владимир Гольман посчитал, что президент испугался идти дальше после тезисов о «забронзовевшей партии» и «политическом застое». «Послание Медведева говорит о бессилии исполнительной власти. Это абсурдно, когда они говорят о каких-то потусторонних силах, которые вьются вокруг судов и предлагают дать взятку. Медведевым поставлен диагноз нынешней власти, которая не может справиться ни с откатами, ни со взятками», - заключил он.
К этому времени за окном начали сгущаться тучи...
Справка:
Послание Федеральному Собранию-2010 стало самым коротким. В 2009 году президент говорил 1 час 40 минут, в 2008 - 1 час 25 минут, в 2010 - 1 час 12 минут.
В своем послании в 2008 году Дмитрий Медведев предложил увеличить президентские полномочия до шести лет, а парламентские - до пяти, раскритиковал предыдущее руководство США, обвинив Вашингтон в том числе в разжигании грузино-осетинских событий.
В 2009-ом много внимания президент в своем послании уделил развитию информационных технологий, причем, практически во всех сферах — от введения в школах широкополосного Интернета и прямых трансляций заседаний региональных парламентов до оснащения армии мощной военной техникой. Кроме того, Медведев признал госкорпорации неэффективными, банковскую систему призвал модернизироваться, политическую — совершенствоваться, а 11 часовых поясов посчитал возможным сократить. Завершил послание в 2009 году заголовком своей нашумевшей статьи "Россия, вперёд!"
Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру