Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Архангельский пришвартовался на Лазурном берегу (фото)

Архангельский пришвартовался на Лазурном берегу (фото)

1 667
lenta.ru

Виталий Архангельский, владелец компании OMG, объявленный в розыск и находящийся сейчас во Франции, рассказал «Фонтанке», что ни от кого не скрывается. Бизнесмен, до кризиса развивавший в Петербурге предприятия, связанные с портовыми услугами, девелопментом и страхованием, говорит, что восстановил бы свой бизнес, если бы были предприняты «адекватные меры к оценке сложившейся ситуации».

- У вашего холдинга сложились тяжелые отношения с кредиторами. Почему так получилось?

- Нас кредитовали два крупных банка “Санкт-Петербург” и “Возрождение”. С последним мы до сих пор в прекрасных отношениях, в рамках которых обе стороны выполняют все взятые на себя обязательства, продолжая реализацию проекта по развитию инфраструктуры Порта Выборгского.

С “Банком Санкт-Петербург” все сложилось иначе. Я считаю, что они попросту захватили часть моих активов и погубили бизнес. Банк отобрал имущество, которое по оценкам специалистов Банка Санкт-Петербург и зарубежных экспертов значительно превышает сумму задолженности перед ним. Основной заемщик “ВСК” был должен банку 2,5 миллиарда рублей, а банку досталось имущество более чем на 15 миллиардов. И мы и Банк понимали, что проекты OMG требуют длительного срока кредитования. Однако через год, несмотря на кризис, банк затребовал возврат кредита в полном объеме, нарушив свои обязательства о пролонгации кредита. И, в результате, банк начал взыскивать задолженность любыми возможными способами, активно используя свой административный ресурс.

Кстати, таких историй, как у меня на самом деле много. Вспомним хотя бы КД-Авиа, кредитовавшуюся в том же Банке на 4 млрд руб. И в том же шиппинговом бизнесе многие пострадали от действий этого банка, просто мой бизнес был одним из самых крупных и транспарантных, поэтому об этом многие узнали.

- Кто делал оценку вашего бизнеса?

- Все залоги оценивала оценочная компания, назначаемая банком. Это была компания ЛАИР Иностранные оценки нашего имущества выполнены компанией GVA Sawyer. (Редакция располагает заключением Лаир (см. ниже), проводившей оценку Западного терминала. Правда, как следует из этого документа, оценщик не проводил юридическую и аудиторскую оценку представленной информации и не несет ответственности за ее достоверность).

- Пролонгация кредитов была обязательством банка или в договорах только предусматривалась такая возможность?

- Мы активно сотрудничали с банком около 4 лет, являясь одним из крупнейших клиентов банка. За время сотрудничества банк неоднократно окупил выдаваемые кредиты за счет комиссий и уплаченных процентов, размер которых доходил до 25%. Банк активно выражал заинтересованность в начале новых инвестиционных проектов. Когда проект принимался к реализации, кредитный комитет согласовывал краткосрочный договор сроком на 1 год, что было связано с уклонением банка от резервирования и повышением рентабельности собственных операций. При этом важно отметить, что по ряду ключевых вопросов банк настаивал на неформальных договоренностях, а также на том, чтобы все сделки страховались в компаниях, афилированных с банком, залоги оценивались в назначенных им же компаниях. (Согласно договорам, кредиты структурам Архангельского выдавались на один год с возможностью пролонгации по соглашению сторон. – ред.)

- Но ведь вы сами согласились на эти условия?

- Да, я согласился, рассматривая Банк Санкт-Петербург как наиболее перспективный, имеющий не только существенный административный ресурс в Санкт-Петербурге, но и репутацию добропорядочного финансового учреждения.

- Банк обвиняет вас, в частности, в нецелевом использовании кредитных средств. Куда вы в действительности направляли деньги?

- Любой банк, выдавая кредит бизнесу, проводит сложную процедуру согласований. И, разумеется, выдает целевые займы. Заемщик просто не может направить деньги не по назначению, находясь под строгим контролем со стороны банка за расходованием выделенных средств.

- Кредиторы говорят, что вы приобрели дорогостоящую недвижимость во Франции как раз во время, когда ваши компании перестали обслуживать кредиты… Уголовное дело в отношении Вас также возбуждено по заявлению Морского банка, посчитавшего, что кредит в 56,5 миллионов рублей в этом банке был получен незаконно и использован не по назначению.

- Да, у моих родственников есть квартира во Франции, приобретенная ранее судебных разногласий. Что касается названного кредита, то он был взят Западным терминалом (Большой порт СПб) на приобретение перегрузочного оборудования, после отчуждения у нас которого оказались сорваны все контракты на поставку основных средств.

- Вы говорите, что ваш бизнес в России разрушен. А восстановлению он подлежит?

- Сейчас очень трудно это сделать. Банк осуществил атаку на компании Группы. Я убежден, что банк перевел активы на афилированные компании, а всю задолженность по кредитам решил переложить на меня. Судебные процессы банка со мной строятся на фальсифицированных документах, суды ангажированы и отказывают в проведении экспертиз.

- На чем основывается ваше мнение о фальсификациях?

- Подделка моих подписей в ряде документов очевидна и подтверждена судебной экспертизой в тех судах, где нам удалось ее провести. А восстановить бизнес, конечно, можно и нужно, только этим должен заниматься тот, кто этот бизнес создавал. В свое время нам удалось добиться того, что “ВСК” прошла практически весь путь по получению кредита от ВЭБа на 650 миллионов евро. И если бы не “Банк Санкт-Петербург”, сейчас ВСК была бы флагманом морского бизнеса Cеверо-запада РФ.

При этом остается фактом, что все захваченные компании разворованы, лицензии потеряны, бизнесы разрушены, а портовые терминалы стоят. И все, что было наработано мной и моими сотрудниками за годы работы в международном транспортном бизнесе утрачено.

Моя правовая позиция позволяет мне обращаться к правоохранительным органам и в суды европейских стран, что дает возможность накладывать обременения на активы физических лиц, участвовавших в рейдерстве, так и организаций, возможно и их уголовное преследование в Европе.

- Вы обратились в соответствующие инстанции, или собираетесь обращаться?

- Я активно защищаю свою позицию в российских судах и планирую обратиться к правоохранительным органам и в суды европейских стран.

- Как точно звучат формулировки экспертных заключений по проверке подлинности ваших подписей под кредитными документами с банком?

- Подписи от имени Архангельского выполнены не лицом, чьи образцы почерка и подписей представлены как образцы моих подписей. Исчерпывающая формулировка экспертного заключения, которая в полной мере иллюстрирует приемы банка Санкт-Петербург. (Редакция располагает экспертным заключением, сделанным в рамках процесса по иску Банка о взыскании средств с должника, согласно которому подписи от имени Архангельского В.Д на допсоглашениях к договору с банком «выполнены вероятнее всего не лицом (лицами), чьи образцы почерка и подписей представлены как образцы Архангельского В.Д.» – ред.)

- Виталий Дмитриевич, как обстоит сейчас ситуация с “Портом Выборгским”? Грозит ли компании новый иск о банкротстве?

- Первоначальный иск ВСК о банкротстве Порта Выборгского мне представляется как провокация Банка Санкт-Петербург, который на данный момент контролирует ВСК. Порт Выборгский погасил существовавшую задолженность перед ВСК, и, на данный момент, Порт не имеет никаких непогашенных обязательств ни перед какими финансовыми или государственными организациями.

- Сейчас вы живете во Франции?

- Я живу не только во Франции, но и в других странах, где у меня бизнес со многими российскими и зарубежными партнерами, например, в Болгарии.

- В каких еще странах и какой бизнес вы ведете?

- В основном, в Европе, бизнес связан со сферой услуг, что позволяет мне обеспечить текущие затраты по проживанию своей семьи за пределами нашей страны.

- Вас недавно видели в Каннах в одном зале с Валентиной Матвиенко и Светланой Медведевой. Вам удалось побеседовать с губернатором?

- Не хотел бы комментировать это. Просто скажу, что я не считаю себя виноватым по предъявляемым обвинениям, ни от кого не скрываюсь, всегда открыт к диалогу и готов отстаивать свою позицию публично.

- Как вы себя чувствуете в розыске?

- В Европе процессы моего розыска, а тем более экстрадиции, не начаты, т.к. для этого необходим правовой анализ предъявленных документов. Месяц назад были возвращены документы в связи с отменой статей, инициируемых следователем ГСУ СПБ Левицкой. За последние 3,5 года ею было возбуждено около 20 уголовных дел, проведено более 10 обысков, преследовались члены моей семьи, ряд руководителей компаний были посажены в СИЗО, где из них выбивали показания против меня.

Нами же были выиграны все арбитражные суды по налоговым претензиям, а уголовные дела объединены и приостановлены. Те обыски, которые мы обжаловали в суде, признаны незаконными. Обращаю Ваше внимание, что дело в отношении меня инициируется по статье о предпринимательстве (несмотря на поправки в УПК утвержденные Президентом Медведевым).

В настоящее время СКП по СПб рассматривает уголовное дело уже в отношении сотрудников милиции, которые не исполняют решения судов по возврату имущества.

- Что значит «рассматривает уголовное дело»? Оно существует?

- Прокуратура признала незаконным и необоснованным постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по этому составу, и мы не теряем надежду, что дело будет расследовано, а виновные понесут ответственность за свои преступления.

- Год назад вы обратились к президенту в его блоге, рассказав о жадных банкирах и попросили миллиард долларов. Что изменилось в вашей жизни с тех пор?

- Да, я обращался в блог к Президенту, но не в моей практике использовать подобные формулировки в адрес банкиров. В своем обращении я не просил денег, считая как бизнесмен, что в состоянии заработать их самостоятельно при условии работы в стабильном правовом государстве. Моя позиция в этом вопросе не изменилась и сейчас, и связана с надеждой на поддержку государства в защите от любых схем рейдерства.

- Вы намерены вернуться в Россию?

- Оздоровление и активное развитие бизнеса весьма сомнительно при управлении им дистанционно, по телефону. Безусловно, мои планы связаны с развитием начатого ранее дела в России. Думаю, что моя ситуация многому меня научила и может стать наглядным пособием для начинающих бизнесменов о превратностях ведения бизнеса в России.

Справка :

Группа OMG – создавалась как многопрофильная структура, основными видами бизнеса которой стали: портовые и шиппинговые услуги, страхование, лизинг, девелоперские проекты, переработка и реализация леса.

В 2009 году OMG не смогла вернуть 4 млрд руб. кредита банку "Санкт-Петербург", взятый на развитие морского перегрузочного комплекса "Онега" (ро-ро грузы), Западного терминала (лес и пиломатериалы) и Выборгской судоходной компании. Банк инициировал многочисленные судебные процессы по возврату долгов, а также взял под контроль два терминалами OMG в морском порту Санкт-Петербурга и страховое общество "Скандинавия". Группа называла происшедшее рейдерским захватом и через арбитраж вернула утраченные активы. В настоящее время, по данным газеты “Коммерсант”, общий долг компании оценивается в 10 млрд руб. 11 марта 2010 года арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел в отношении ООО «ОМГ» процедуру наблюдения. 19 июля 2010 года Виталий Архангельский был объявлен в розыск. 05 июля 2010 в отношении супруги Архангельского В.Д. уголовное преследование было прекращено.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях