В Эрмитаже проходит масштабная выставка корейского искусства «Ветер в соснах», на которой представлены 354 экспоната из Национального музея Южной Кореи. Впервые в России можно увидеть вещи, показывающие развитие художественной культуры Кореи в течение пяти тысячелетий – от неолита до XIX века.
Эту выставку готовили и ждали долго: в 1991 году Эрмитаж привозил в Национальный музей Кореи скифское золото, и тогда же была запланирована ответная экспозиция. О давних планах вспомнили благодаря сугубо политическому юбилею – нынче исполняется двадцать лет с момента установления дипломатических отношений России и Южной Кореи. Составляли выставку эрмитажные кураторы, они постарались сделать выборку максимально репрезентативной, показать всё самое характерное и яркое. Находки из царских гробниц, буддийская скульптура, керамика и фарфор, портреты, прикладное искусство заполнили Николаевский зал Зимнего дворца. Представлены даже 12 вещей из списка корейских «национальных сокровищ», в который включены несколько сотен предметов, зданий и памятников, считающихся исключительно важными для культуры страны.
В число «сокровищ» (их нетрудно опознать по бледно-розовым постаментам) входит первый экспонат выставки – золотая корона, одна из шести, найденных в гробницах правителей государства Силла, существовавшего в южной части Корейского полуострова во II-VI веках. На обруче закреплены полосы, похожие на ветви дерева, или рога оленя, считавшиеся символами жизни, или китайский иероглиф, означающий «выходить, вырастать, производить». Со всех сторон корона украшена подвесками: как золотые листочки, так и изогнутые нефритовые бусины символизируют плодовитость и богатство. Поскольку найденные в погребениях короны выполнены из полос листового золота, есть версия, что они имитировали другие, более массивные и прочные, которые использовались при жизни правителя. Впрочем, именно в короне, выставленной в Эрмитаже, как раз имеется внутренняя конструкция из двух перекрещенных полос, позволяющая держаться на голове.
А за короной расстилается огромное затемненное пространство зала, где подсвечены сотни предметов, расположенные в хронологическом порядке. Неолит представлен керамическими сосудами: некоторые с округлым дном (чтобы ставить в песок) и «гребенчатым» орнаментом, будто провели по глине гребнем. Бронзовый век – диковинными каменными кинжалами и наконечниками для стрел, колокольчиками для церемонии поклонения духам предков, поясными крюками в форме лошади, связанными со «звериным стилем» кочевых народов севера Евразии. Эпоха, когда на территории Южной Кореи оформились три государства – Когурё, Пэкче и Силла (конец I века до н.э. – VI век), – богата золотом из погребений знати: браслеты, серьги, бусы, кольца и пояса. Кстати, необычные серьги с широкими полыми кольцами не носили в ушах, а привешивали к короне или другому головному убору. В VI веке был сделан глиняный сосуд в форме всадника на лошади, один из центральных экспонатов выставки: тело лошади полое, у нее на груди носик-слив, на крупе котел, куда наливали жидкость – такие вещи предназначались для похоронного обряда, а затем помещались в могилу.
С IV века, когда из Китая в Корею пришел буддизм, появляются изображения будд и бодхисатв (принявших обет избавить людей от страданий), со временем приобретающие черты местной традиции – удлиненные пропорции и легкий наклон тела. К периоду VII-IX веков, когда страна объединилась под властью правителей Силла, относятся архитектурные детали с удивительно изысканной мелкой резьбой. А дальше время государства Корё (X-XIV века) с великолепными селадонами – керамическими сосудами для вина, бутылями и курильницами, покрытыми бледной голубовато-зеленой глазурью.
И наконец, эпоха Чосон, что означает «Страна утренней свежести» (XV – начало ХХ века), когда над разнообразными религиозными верованиями стала доминировать идеология конфуцианства, а живопись была признана основным видом изобразительного искусства. Жанр «цветы и птицы» и монохромные пейзажи были тесно связаны с китайской традицией, напротив, искусство портрета пошло по индивидуальному корейскому пути реализма. Интересны и живописные сцены посмертного судилища и изображения посланцев ада, которые на лошадях приезжают к умирающему и сверяются со списком грешников, о чем после сообщают в преисподней. В витринах выставлены короба и шкатулки в технике «хвагак» – это многоцветная роспись на тонких пластинах из рога буйвола, керамика «пунчхон» – простые и изящные белые сосуды, часто расписанные кобальтом, ширмы с изображением книжных полок и мебель, в том числе из экзотических пород дерева вроде древесины хурмы.
Вот вам и первое серьезное знакомство с искусством Кореи, о котором в России узнать практически невозможно: в эрмитажной коллекции его нет, книг и интернет-ресурсов на русском языке крайне мало. С Кореей ассоциируются одни автомобили и компьютеры. О них предлагается на время забыть. Уже само название выставки «Ветер в соснах» настраивает зрителя на поэтический лад, подсказывая, что настоящую Корею следует искать не на полках электронных гипермаркетов, а на много более возвышенных культурных этажах.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
Фото автора и пресс-службы Государственного Эрмитажа.
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»