Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Музыка Примадонна assoluta (фото)

Примадонна assoluta (фото)

974

В Петербурге в Большом тронном (Георгиевском) зале Эрмитажа в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» выступила безусловная мировая оперная звезда, меццо-сопрано Лючана Д'Интино. Обозреватель «Культурной столицы» посетил концерт и побеседовал с гостями фестиваля.

Оперные звезды стали уже непременным атрибутом «Дворцов Петербурга»: Эва Подлесь, Рене Флеминг, Сондра Радвановски, и теперь вот – Лючана Д'Интино, одно из выдающихся и наиболее востребованных современных меццо-сопрано; певица, заворожившая автора этих строк необыкновенной красоты голосом с грудным бархатным тембром и волнующим низким регистром ещё в Опере Цюриха, в 1999 году. Она выступает на сценах самых престижных концертных залов и оперных театров – Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Венский, Берлинский, Мюнхенский и Цюрихский оперные театры. Однажды Лючана Д'Интино уже пела в России – это был единственный концерт в Москве; на берегах Невы ее услышали впервые.

В беседе с обозревателем «Культурной столицы» Д'Интино в первую очередь выразила свою радость, что посетила Санкт-Петербург, который ее «мгновенно очаровал»: «Сам рисунок города, его перспективы, площади, и конечно, мосты, это необыкновенно красиво и не похоже ни на один город мира! А кроме того, белые ночи – это прекрасно! Как же прекрасно, когда ночи почти нет! Это так здорово, что в те часы, когда в итальянских городах уже ночь, у вас даже не начинает темнеть!»

Лючана Д'Интино



– Лючана, вы с равным успехом исполняете как партии в операх Россини и Доницетти, так и Верди или Пуччини. Какой репертуар вам ближе всего сейчас?

– Конечно, в начале карьеры я больше придерживалась ролей бельканто (итальянская пресса часто называет Д'Интино belcantista, то есть – специалист в области репертуара эпохи бельканто. – К.В.), однако сейчас я уже могу себе позволить петь почти всё: от бельканто до веризма. Но я очень люблю Верди, поэтому Эболи, Амнерис, Азучена – это мои любимые роли. Из русского репертуара могу пока похвастать только партией Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского...

Партнером Лючаны Д'Интино на концерте выступил дирижер Джузеппе Саббатини, который куда больше известен как замечательный лирический тенор. По своему первому музыкальному образованию, полученному в римской академии Санта-Чечилия, Саббатини – контрабасист: он работал концертмейстером группы контрабасов и в родной Санта-Чечилии, и в театре Арена ди Верона. Однако вскоре после консерватории Джузеппе начал заниматься пением, в 1987 году выиграл международный вокальный конкурс в Сполето и с огромным успехом дебютировал в партии Эдгардо в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В последние годы Саббатини практически закончил карьеру певца и вплотную занялся дирижерской деятельностью. В этом качестве он выступал с крупнейшими оркестрами мира и сотрудничал с такими выдающимися певцами, как Тереза Берганса, Джованна Казолла, Фьоренца Чедолинс, Петер Дворски, Эва Мартон, Елена Образцова, Катя Риччарелли, и многими другими.

– Маэстро Саббатини, ваши репертуарные предпочтения в качестве оперного певца нам хорошо известны – в отличие от ваших дирижерских пристрастий…


– Конечно, я бы мог сказать, что предпочитаю дирижировать теми операми, в которых довелось выступать – так, мол, меньше учить надо! Но это было бы неправдой. На самом деле всё наоборот: мне очень нравится, что в качестве дирижера я могу освоить тот репертуар, который был мне недоступен, пока я был тенором.

Джузеппе Саббатини



– Но можно было бы и баритоном запеть – например, спеть Симона Бокканегру…

– Да-да, намек понял! Когда я занялся дирижированием, все уже тогда стали говорить: «О, ты как Доминго!» У меня сейчас голос и правда стал больше по тембру походить на баритон, и я не прочь попеть баритоном (тем более это куда проще, чем тенором), но не хочу дальнейших сравнений с Доминго…

– Сегодня хороших певцов куда меньше, чем хороших дирижеров. Почему несколько лет назад вы решили закончить с вокальной карьерой и полностью сосредоточиться на дирижировании?


– Чтобы никто из ваших коллег не интересовался: «Маэстро Саббатини, когда же вы наконец уйдете со сцены?» А если серьезно, то я с гордостью могу сказать, что являюсь носителем той старой вокальной школы, которая подразумевает не только вокальные выучку и талант, но и большую ответственность. Сейчас ведь что происходит? Не знаю, как у вас, в России, а у нас возникают какие-то, простите, мерзавцы, которые прочли много книжек о великих певцах, послушали тысячи пластинок, пописали в журналах или газетах о культуре, – а потом идут преподавать в консерватории! Уровень преподавания упал ужасно!

– У нас, увы, примерно то же самое… Почему же вы не преподаете?

– Я преподаю, даю мастер-классы. Но раньше, в связи с работой в различных оперных театрах, я не имел возможности заниматься этим достаточно серьезно; теперь же у меня есть возможность более ответственно заниматься со студентами. По моему глубокому убеждению, человек, не имевший успешной вокальной карьеры, просто не имеет права готовить молодых певцов.

Однако вернемся к концерту – который, конечно же, не обманул ожиданий. Почти не обманул – поскольку в этот раз «слабым звеном» стал Оркестр Государственного Эрмитажа. Кроме собственно меццо-сопрановых хитов в этот вечер прозвучали увертюры к опере «Норма» Беллини, к опере «Дон Паскуале» Доницетти, Вступление к III действию оперы «Травиата» и еще несколько оркестровых вещей.

Впрочем, в начале концерта вместо увертюры к «Норме» оркестр вдруг «врезал» Гимн великому городу из балета Глиэра «Медный всадник» – наверное, в связи с тем, что «мероприятие» посетили супруга президента РФ Светлана Медведева, Валентина Матвиенко и Вадим Тюльпанов. Спикер ЗАКСа при первых аккордах гимна встал, и зал последовал его примеру: ведь эта музыка официально утверждена петербургским гимном. Но, с другой стороны, сам по себе этот гимн не очень-то и официален (все-таки – балетная музыка), поэтому сразу после раздались громкие аплодисменты.

Последовавшая за гимном увертюра к «Норме» подтвердила опасения насчет уровня оркестра: несмотря на все усилия и нешуточные старания Саббатини, дирижёра опытного и харизматичного, оркестранты не особо стремились к игре «вместе», не говоря уже о дикой фальши в увертюре к опере «Дон Паскуале» и в «Травиате».

Однако героиней концерта все-таки была Лючана Д’Интино: учитывая специфику концерта, она вышла на сцену под непрерывный треск фотокамер – которые большей частью снимали не ее, а Светлану Медведеву и городское начальство. Кроме того, весь спектакль не смолкали звонки мобильных телефонов.

Тем не менее, Д’Интино великолепно спела арию Адальджизы «Sgromba è la scara selva», где и показала все свои козыри – абсолютное владение стилем бельканто, безупречно ровное звуковедение и, конечно же, красивейший голос. Исполнение речитатива и арии Леоноры («Dunque fia vero, oh ciel! – O mio Fernando!») из «Фаворитки» можно назвать просто безупречным.

Второе действие прошло в более спокойной обстановке – фоторепортеры и телеоператоры, удалившиеся в антракте вслед за высокопоставленными гостями, больше не отвлекали собравшихся от музыки. Прозвучали ария Эболи из оперы Верди «Дон Карлос», романс Сантуццы из «Сельской чести» и ария принцессы де Буйон («Acerba voluttà, dolce tortura») из «Адриенны Лекуврер».

И хотя для вокально-симфонических концертов Георгиевский зал Эрмитажа по акустике подходит, мягко говоря, не лучшим образом, mezzo assoluta Лючана Д’Интино в очередной раз привела ценителей музыки в восхищение своим вокальным мастерством и безупречным владением стиля.

Кирилл Веселаго
«Фонтанка.ру»

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях