Афиша Plus Музыка Поющие фемины Петербурга: Дамки – не пешки (фото)

Поющие фемины Петербурга: Дамки – не пешки (фото)

730
Поющие фемины Петербурга: Дамки – не пешки (фото) | www.fontanka.ruПоющие фемины Петербурга: Дамки – не пешки (фото) | www.fontanka.ru

Текущий момент подбрасывает прекрасный повод поговорить о состоянии музыки, которую в Петербурге придумывают и исполняют женщины. На днях новый альбом презентовали «Колибри», дали концерт Ксения Федорова и «Кубикмагги», выступила Нина Карлссон с одноименным коллективом.

Песнями с новой пластинки «Железные звезды» открылась концертная история новой сцены клуба Fish Fabrique. Женское трио «Колибри» в сопровождении музыкантов Soundscript"33 отпело практически по плейлисту альбома: ироничная «Молодая», испанистая «Хабанера», перелицованные старые композиции – «Цветок» в новом гармоническом решении, уморительные и жуткие «Котятки» плюс гимн прекрасному полу «Женские штучки» под романтичные арпеджио. По звуку прежние песни идеально вписались в концепцию «Железных звезд»: тягучие клавишные переливы, осторожные вкрапления ритм-секции, в целом – минимальная индивидуализация музыкального сопровождения. На откуп Soundscript"33 отданы лишь штрихи и детали, основное – в интонациях голосов, отстраненно и благозвучно пропевающих то внутренний монолог раздражительной недотроги, то житейские наблюдения, то наивные пасторали о розах и травах. Трио Елены Юдановой, Инны Волковой и Ирины Шароватовой сегодня воплощает на сцене нечто вроде женских персонажей Людмилы Петрушевской – типаж, сотканный из противоречий. Безбытность, бессемейность – и тяга к сильным мужчинам; сиротливость, эмоциональная скупость – и вечный поиск острых ощущений, тоска по головокружительной влюбленности. На пластинке лучше всего этот образ схвачен в песне «Жигули», с угловато скроенным ритмом и сталью в вокале, который сначала объявляет «Я не без перца, но совсем без соли», а потом сурово обрывает «Я же просила всё совсем без соли» и словно ставит ультиматум «На прекрасных "жигулях" я не еду». Этот номер и на концерте в исполнении поджарой и строгой Инны Волковой получился наиболее выпуклым, особенно когда гитара внезапно выдала соло, а барабаны – тяжкий, перегруженный ритм. Можно сказать, что «Железные звезды», выпущенные через 8 лет после пластинки «Любовь и ее конечности», – прекрасный анахронизм с безупречными манерами во всем, что касается вокала и самих песен; и проходная работа в плане звука и аранжировок – если только не считать их утонченной и ироничной игрой на понижение.



Выступавшие на следующий день в «Китайском летчике Джао Да» «Кубикмагги» играли в основном вещи с альбома «Оно не требуется» 2008 года. Эта группа, ровно наоборот, ищет самые неочевидные и тернистые пути для саунда и аранжировок. Солистка Ксения Федорова, генетически связанная с традицией экспериментального русского рока (Ксения – дочь солиста Tequillajazzz), а через нее – с нью-джазом, вкусом к звукописи и зауми, между тем имеет на все эти явления собственный взгляд. Она выдает чрезвычайно подвижную музыку – не в смысле темпа, а по внутреннему строению. Клавишные риффы и пассажи, которыми проложены композиции, довольно сложны для восприятия и по ритмическому рисунку, и по гармонии, вплоть до атональности и полиритмии. Как растекающаяся ртуть, меняются тембры и настроения в ее вокале: от надсадной инфернальности до ангельски чистого тембра. Тексты песен по большей части не сюжетные, а фигуративные, в них ветер, и дождь, и другие простые вещи – но под затейливым эмоциональным углом. Как если бы всякой банальности придавался глубокий личный смысл. Распадаться на молекулы всей этой созерцательности не дает разве что цепкая, прагматичная ритм-секция – сама же Ксения, кажется, еще чуть-чуть и выйдет за границы формы и здравого смысла.



Вечер в клубе «Танцы» был отдан Нине Карлссон и ее группе. Девушка с консерваторским образованием, длинными ногами и уверенной манерой держаться на сцене пишет песни на английском – с джазовым и фанковым аккомпанементом, за который в группе ответственны Виктор Санков (бас-гитара) и Александр Потапов (барабаны), а также сама Нина (синтезатор). Получается напористо, строго, даже классично: вокальным и инструментальным порывам отведены свои кульминации, куплет сменяется припевом. Но у Нины по-настоящему выдающийся голос, есть умение им распоряжаться, а также большой диапазон, одинаково сильный и внизу, и в верхах. Интонирует она тоже мастерски, как заправская джазовая дива: с вибрато, фиоритурами и басовым рыком, элегантно подводящим к мелодии. Прекрасно удаются и каверы – версия песни «Nude» Radiohead зачаровывает деликатным подходом и отменным вкусом исполнения.



Ниша «женской музыки» активно пополняется в последнее время во всем мире; эта музыка не только чувственна, говорит на языке эмоций, но и интеллектуальна: в ней ей место экспериментам. Даже если она исполняется в традиционном формате «девушка плюс фортепиано». Женский голос сегодня – это не просто «идеальный инструмент», это среда мышления со своей логикой, смыслопорождающее устройство. И многие местные музыкальные барышни это устройство умело используют.

Оксана Булах
«Фонтанка.ру»

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5