Министерство обороны сняло командование 138-й мотострелковой бригады. По данным "Фонтанки", офицеров не только сняли с должности, но и уволили из вооруженных сил. Таков главный итог проверок, проведенных сразу после ЧП в в/ч 02511 в Каменке, где в начале октября избили трех солдат. Военное следствие также закончило уголовное расследование: одно уголовное дело уже в суде, еще два обвинительных заключения направлены в прокуратуру ЛенВО.
Скандал вокруг в/ч 02511 в Каменке вспыхнул в начале октября 2009 года после того, как двое военнослужащих сбежали из части и рассказали о массовом избиении сержантами. Во всем соединении были проведены масштабные проверки различных уровней — от окружной и Генеральной прокуратур до командования ЛенВО и Минобороны. Их результаты официально обнародованы не были. Но, как стало известно корреспонденту "Фонтанки" от источника в военном ведомстве, своих должностей лишились сразу 8 офицеров из командования бригады.
Возмездие за беспорядки в частях настигло офицеров строго по вертикали: командир взвода (где произошло ЧП), командир роты, начальник штаба ремонтно-восстановительного батальона, сам начальник батальона. Также полетели головы командира 138-й мотострелковой бригады, его замов по воспитательной работе и вооружению и начальника штаба. По данным источникам "Фонтанки", военные были не только смещены с должностей, но и уволены в запас. Решение принимали в Министерстве обороны, и оно напрямую связано с результатами проверок в соединении, где слишком часто в последние годы вскрываются факты неуставных взаимоотношений.
О последнем таком ЧП стало известно 3 октября 2009 года после инцидента в центре Петербурга. Сбежав из части, рядовой Владимир Романов отправился домой. Утром следующего дня срочник хотел обратиться в больницу, но когда они с отцом вышли из подъезда, их уже ждали. По их словам, группа из пяти человек, возглавлял которую командир роты капитан Олег Тарасов, сразу набросилась на них. "Они стали вытаскивать меня из машины, - рассказал "Фонтанке" срочник, - при этом били, стали бить и отца — в грудь, по голове, даже душили". "Группе захвата" удалось вытащить солдата из отцовского "Форда" и усадить в "Тойоту". Романов-старший кинулся в погоню, но не справился с управлением и допустил столкновение с капитанской иномаркой. На место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов и правозащитники. Служба скорой помощи доставила отца и сына Романовых в Александровскую больницу, где медики зафиксировали у Владимира многочисленные ушибы, а также закрытый перелом пальца руки.
Такова была предыстория скандала, который, разгоревшись, поглотил в своем огне командование целой бригады. Первыми, кому Владимир Романов рассказал о причине побега, были корреспонденты "Фонтанки". В ночь с 1-го на 2-е октября он подвергся избиению со стороны троих контрактников. "Мы были на полевых сборах, около 4 утра в нашу палатку вошли трое младших сержантов, они были пьяными, подняли всех и начали бить, - поведал срочник. - Нас было 16 человек "молодых", вот всех по очереди били, это продолжалось до 9 утра, один из сержантов, который бил меня, сказал, чтобы к вечеру я принес ему 3 тысячи рублей, иначе он сделает меня инвалидом".
Версию о неуставных взаимоотношениях в Каменке поддержал и сослуживец Владимира — Алексей Банецкий, который также сбежал из Каменки. Оба рассказали следователям, что в части остался еще один пострадавший солдат – рядовой Логинов. Эта информация подтвердилась в ходе прокурорской проверки. Однако сведения о 16 потерпевших не нашли официального подтверждения. Примечательно, что рядовой Логинов, до сих пор находящийся в госпитале, отрицает факт насилия по отношению к нему. И это несмотря на признательные показания самих обвиняемых. Три уголовных дела в отношении трех младших сержантов в/ч 02511 были возбуждены ВСО по Выборгскому гарнизону.
Расследование длилось недолго – уложились в положенные по УПК два месяца. В итоге Денис Гумеров обвиняется по двум эпизодам п."а" ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Его коллеге – сержанту Качалову – предъявлено аналогичное обвинение. В настоящее время идет процедура согласования обвинительных заключений с прокуратурой округа, после чего сержантов отдадут в руки правосудия. А вот дело Юрия Домовского уже передано в суд. Судить сержанта также будут за превышение должностных полномочий. Санкции статьи предусматривают лишение свободы сроком до 10 лет. Кстати, параллельно с уголовным расследованием проводилась проверка в отношении капитана Тарасова, насильно пытавшегося вернуть в часть Романова. Военные следователи не нашли в действиях офицера признаков уголовно-наказуемого преступления. Но он был уволен из рядов в связи с невыполнением условий контракта.
Между тем, Владимир Романов уже вторую неделю находится дома. 1 декабря был подписан приказ об его увольнении из армии. Рядовой воинской части 02511 был комиссован решением военно-врачебной комиссии с диагнозом "смешанная гидроцефалия мозга" (водянка – прим. ред.). По словам Романова, в заключении врачи указали, что заболевание появилось "во время несения службы". Контрактник же Алексей Банецкий в армию пошел, чтобы прокормить свою молодую семью – жена и маленький ребенок живут в Амурской области. Однако после происшедших событий рядовой разорвал контакт. Таким образом, помимо 8 офицеров, в результате инцидента армия лишилась еще и двух солдат.
Юлия Никитина, "Фонтанка.ру"
Ранее по теме: