В клубе «Танцы» дала концерт молодая британская группа These New Puritans, – что немаловажно, при поддержке проекта «Эрмитаж 20/21». По замыслу организаторов, инди-рокеры выступили в качестве музыкальной рифмы к эрмитажной выставке «Новояз», посвященной молодым британским художникам.
Как рассказал куратор современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков со сцены «Танцев», идея привозить музыкальные команды в качестве дополнительной программы к выставкам – новая для музея, но, возможно, такие акции войдут в практику. Именно These New Puritans в этот раз наилучшим образом выражали дух экспозиции – кроме того, «Новоязу» их посоветовали британские музыкальные критики. Группа была провозглашена главным открытием прошлого года: тогда они выпустили свой дебютный (и пока единственный) альбом «Beat Pyramid». Насколько музыка These New Puritans вписывается в контекст современного искусства, можно разобраться не только на эрмитажной выставке, но и в самих «Танцах», где разместили на несколько дней копии «новоязовских» экспонатов.
Как рассказал собравшимся директор клуба Денис Рубин, с группой при перелете случился неприятный казус: по состоянию на три часа дня их багаж, включая инструменты, находился почему-то в Цюрихе. Поэтому за несколько часов по петербургским музыкантам собирали оборудование – а сами музыканты проявили невиданный стоицизм, согласившись все-таки дать концерт. Возможно, поэтому он получился довольно коротким – около 40 минут. Но на качество исполнения «неродные» инструменты, кажется, никак не повлияли, разве что у солиста иногда выходила словесная каша, хотя, судя по записям, с дикцией у Джека Барнетта все в порядке. Замкнутый, интровертный, худой молодой человек, он походит на Яна Кертиса (погибший солист группы Joy Division): напряжение в каждом скупом жесте, интонация на грани истерики.
Героем выступления стал, однако, брат Джека, барабанщик Джордж Барнетт: молотил мощно, а под конец концерта казалось, что его яростный стук заполняет каждую значимую единицу метра. Упорный до назойливости, костлявый ритм – это основа саунда These New Puritans; его можно сравнить с худыми плечами, ключицами и запястьями, которые трогательно высовывались из-под холщовой рубашки, что была на солисте. На этот каркас наброшен кочковатый, словно спотыкающийся, постпанк – который влегкую может обернуться речитативом под брейкбит, эмбиентной композицией с влиянием лондонского эзотерического андеграунда или шумовой сумятицей. Для альбома «Beat Pyramid» особенно характерны арабские мотивы: звук, как в пружину, заплетается в арабеску, чтобы с силой распрямиться под гитарным напором. С такой загадочной полуарабески музыканты и начали концерт, и практически вся его первая половина прошла с усиленным вниманием к «восточному» компоненту. Надо сказать, в записи это не так выпячено, – видимо, с чужими инструментами в руках музыканты больше напирали на мелодику и ритм, чем на саунд-эффекты.
Впрочем, все самые важные свои вещи These New Puritans сыграть успели. Прозвучали и боевитая «Swords of Truth», запаздывающая на каждом ударе барабанной палочки, и параноидально-веселая «Numerology», и отчаянная кричалка «Elvis», и скоростная «Colors», от рефрена «go-go-go-go» которой двигательный аппарат замыкает на ритмичные прыжки до потолка. Так что жаркая толпа модников и умников, пришедших в «Танцы», вызывала устойчивые ассоциации с Манчестером начала 90-х.
Оксана Булах
Фонтанка.ру
Фотографии предоставлены пресс-службой клуба «Танцы» (фотограф – Владимир Яроцкий)