Первая оперная премьера сезона в Мариинке — это ещё и дебют Рихарда Штрауса в России: не прошло и ста лет (мировая премьера оперы была дана 10 октября 1919 года в Вене), как его «Женщина без тени» добралась и до российских оперных подмостков. За девяносто лет во всём мире уже устоялись определённые исполнительские традиции и каноны по отношению к этой опере: нашим театрам, наверное, понадобится для этого времени никак не меньше. Зато Михайловский театр на два дня превращается в «королевский двор» – правда, балетный.
Строгое обаяние классицизма в Эрмитажном
Эрмитажный театр — место на карте города для меломанов примечательное: первый сезон в нём открылся 224 года назад представлением комической оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват». Спектакли тогда давались два-три раза в неделю, и все театральные труппы Петербурга — русская, итальянская, французская, немецкая и балет — были заняты в придворных спектаклях. Ныне почти то же самое: помимо неизбежных анонимно-прибыльных «Лебединых озёр», 12 ноября там пойдёт «Риголетто» в постановке «Санктъ-Петербургъ Опера» (кстати, спектакль был специально для Эрмитажного и сделан: в «родном» здании «СПб-Опера» он просто не поместится на сцену). А 14 ноября «Золушку» там покажет детский музыкальный театр «Зазеркалье». Впрочем, те, кто предпочитают классическую оперу могут отправиться в тот же вечер и еще 15 ноября на «Дон Жуана» в «Санктъ-Петербургъ Опера» на Галерной, 33.
Мариинка: Штраус, да не Иоганн
16 и 18 ноября в Мариинке — первая оперная премьера сезона: «Женщина без тени» Рихарда Штрауса. Спектакль Мариинского театра — это еще и первая постановка названной оперы в России. Сам композитор всегда упоминал «Женщину без тени» в числе своих лучших и любимых сочинений. Правда, послевоенную Европу в своё время больше волновало то, что он был должностным лицом на государственной службе во времена Третьего рейха — в ноябре 1933 года Геббельс назначил его на пост президента Имперской музыкальной палаты (Reichsmusikkammer). Находясь на этом посту, он написал Олимпийский гимн для Олимпийских игр 1936 года и продирижировал им. Правда, в 1935 году Штрауса вынудили уйти с поста президента Госкомитета по делам музыки после его отказа убрать из афиш оперы «Молчаливая женщина» имя либреттиста-еврея — Стефана Цвейга, который был его другом.
С другим либреттистом — поэтом Гуго фон Гофмансталем — Штраус работал, начиная с «Электры». Вот лишь некоторые плоды их долгого сотрудничества: «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе», «Интермеццо», «Елена Египетская» и «Арабелла». Либретто для «Женщины без тени» также написал Гофмансталь — как обычно, оно перенасыщено символами, намёками и представляет собой причудливый коктейль из легенд и мифов — от «1001 ночи», индийских, китайских и ориентальных сказаний до сказок братьев Гримм. А Штраус, по обыкновению, «перенаселил» оркестровую яму музыкантами (состав оркестра просто огромный). За пульт встанет Валерий Гергиев и можно предположить, что во главе утроенного оркестра он будет грохотать втрое громче, а солисты, вероятно, как обычно, будут пытаться всё это перекричать. Ставит оперу английская команда, уже знакомая питерским меломанам по мариинской «Электре»: режиссёр Джонатан Кент и художник Пол Браун. Так что, судя по всему, оформлено будет «с прибабахом», но (в отличие от множества мариинских премьер последнего времени) от постановщика стоит ожидать, как минимум, профессиональной работы.
Балетное «королевство» в Михайловском
А в Михайловском театре по-прежнему доминирует балет: 14 и 15 ноября на сцене театра «Короли танца» – международный балетный проект, стартовавший три года назад в США, c участием звезд мирового балета. На площади Искусств выступят Марсело Гомес и Хосе Мануэль Карреньо (Американский Балетный Театр), Хоакин Де Лус (Нью-Йорк Сити Балет), Денис Матвиенко (Мариинский театр), Иван Васильев и Николай Цискаридзе (Большой театр РФ).
Программа «Короли танца» с большим успехом гастролирует по всему миру: восторженные рецензии критиков по обе стороны Атлантики и ажиотаж публики сопровождают каждый спектакль «Королей». Секрет проекта прост: в нём участвуют ведущие танцовщики, представляющие лучшие труппы Европы и США. В этом году звёзды представят программу, составленную из балетов Фредерика Эштона, Начо Дуато, Ролана Пети, Кристофера Уилдона, Бориса Эйфмана, Леонида Якобсона и других выдающихся хореографов.
Оба концерта откроются балетом Кристофера Уилдона «For Four», который включается в программу каждого выступления «Королей». Программу предваряет документальный фильм об артистах, снятый во время репетиций: это еще одна традиция проекта.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру