Проверять налоговые декларации государственных служащих в Петербурге будут, но только выборочно. В городской прокуратуре говорят о том, что для тотальной проверки у них попросту не хватит людей. Но даже в случае обнаружения несоответствия действительно имеющегося у чиновника имущества с тем, что он указал в декларации, наказать его будет непросто: законных оснований для этого у контролирующих структур слишком мало.
Борьба за прозрачность доходов слуг народа, инициированная самим президентом, может дать сбой уже в самом начале. Сделан первый шаг — обнародовать свои доходы чиновники высшего ранга должны будут в обязательном порядке. Но на второй — контроль за налоговыми декларациями госслужащих - у государства нет сил.
Как заявили «Фонтанке» в прокуратуре Петербурга, они ограничиваются выборочными проверками деклараций чиновников регионального уровня, именно таким образом сейчас ведётся работа с 17 районными администрациями. Только лишь в Красногвардейском районе прошла сплошная проверка задекларированного. И, вполне возможно, что следующее такое мероприятие пройдёт не скоро. Проверку документов о доходах госслужащих осуществляют всего 2-3 работника районной прокуратуры, которые параллельно выполняют и другие служебные обязанности.
«Это очень трудоёмкая работа, у нас просто нет людских ресурсов для её постоянного выполнения», - объясняет Елена Ордынская, старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по взаимодействию со СМИ.
9 июня прокуратура Красногвардейского района сообщила, что 16 гражданских служащих районной администрации «забыли» задекларировать имеющиеся у них акции и другие ценные бумаги. Один из них, по данным прокуратуры, даже оказался соучредителем коммерческой организации. По этому поводу главе района Марии Щербаковой внесено представление.
Как выяснила «Фонтанка», проверялись около 200 чиновников. При этом, по словам пресс-секретаря администрации Красногвардейского района Александры Загвоздкиной, никогда раньше у прокуратуры не было претензий к декларациям районных чиновников.
Меру наказания, согласно статье 57 закона «О государственной гражданской службе», определяет непосредственный руководитель нарушителей, то есть глава района. Данная статья гласит, что за нарушения начальник не обязан, а «имеет право» применить к чиновнику дисциплинарные взыскания. Причем в самом широком диапазоне — от замечания до увольнения. Прокуратура в данном случае выполняет лишь надзорные функции.
«Администрация лишь обязана сообщить нам, что виновные наказаны. А о том, как именно, — нет», - подчёркивает Елена Ордынская.
Глава района Мария Щербакова в своем официальном письме, адресованном «Фонтанке», утверждает, что некоторые её сотрудники всего лишь забыли указать о наличии у них акций, полученных в обмен на ваучеры в начале 90-х годов, а их стоимость не превышает 10 рублей. А потому какие-то серьёзные санкции по отношению к провинившимся применены не будут.
«Отсутствие информации о наличии акций общей стоимостью от 4 копеек до 10 рублей в документах о доходах и имуществе расценено как нарушение требований к служебному поведению. Что касается неуказанного имущества некоторыми сотрудниками – ситуация похожая. Речь идет о небольших долях (от 10 до 20 квадратных метров) в родительской квартире, выделенной в момент приватизации жилья, или садовом домике. К указанным сотрудникам применены меры дисциплинарного взыскания», - сообщила глава администрации.
Кстати, о способе проверки деклараций обе стороны дают прямо противоположную информацию. По словам Александры Загвоздкиной, работники прокуратуры обнаружили фамилии чиновников в нескольких реестрах акционеров, причём часть компаний, совладельцами которых числились сотрудники администрации, к тому времени уже не существовала. Впрочем, Елена Ордынская указывает на то, что в прокуратуре «не перерывают все реестры, а сравнивают декларацию с теми, что подавались до этого».
Списки уточняются
Не сможет воздействовать на чиновников, указавших неверные сведения в декларациях, и налоговая инспекция. Просто потому, что сокрытие информации о имеющихся акциях или иных ценных бумагах государственным служащим даже не является налоговым нарушением.
«У чиновников свои декларации, не такие, как у обычных граждан. Они состоят из двух частей: справки 2НДФЛ, которая, как правило, автоматически выдаётся в бухгалтерии, и перечня имущества, находящегося в собственности. Так вот, неуказание какого-то имущества в декларации не влечёт занижение дохода физического лица. Просто потому, что сама акция ещё не является налоговой базой. Вот если по ней выплачивались дивиденды или же она была продана, то тогда эту сумму нужно указывать, но всё в той же справке о доходах», - говорит Светлана Соловьёва, руководитель налоговой практики компании «Дювернуа Лигал».
Более того, согласно майским указам президента России, которые призваны, по идее, противодействовать коррупции, теперь чиновники регионального уровня обязаны подавать свои декларации не в УФНС, а только в управление по кадрам своих органов (это не касается тех, кто имеет более двух источников дохода, например, читает лекции). Также может измениться и список тех, кто будет обязан подавать такие декларации — пока определены лишь федеральные списки, а региональные и муниципальные декларанты должны быть определены до 1 сентября.
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»