Текущий год объявлен в России «Годом Семьи». Для маленькой девочки Даши 2008-й может стать «годом потери семьи». Органы опеки администрации одного из муниципальных образований Калининского района направили в суд иск о лишении ее родителей прав на ребенка. Мать девочки не согласна с такой постановкой вопроса — по ее мнению, оснований для разлуки нет. «Фонтанка» попыталась разобраться в происходящем.
Как все начиналось...
В обычной коммунальной квартире в Калининском районе Петербурга жили-были две семьи. Назовем их А и Б. Между собой особо не дружили, несмотря на внешнюю схожесть по составу — мать, ребенок, гражданский муж. Жили небогато, работали только женщины.
А дальше — сплошные отличия. Одна семейная пара выпивала часто, другая — иногда. Семья А состояла на учете в милиции как граждане асоциального образа жизни. К ним неоднократно приходили из опеки, а один раз даже забрали ребенка, но родительница уговорила власти не лишать ее родительских прав.
Семья Б под пристальное внимание правоохранительных органов не попадала. Мать работает помощником воспитателя в детском саду, ее дочь — 6-летняя Даша - ходит в тот же садик, но в другую группу. Отклики о них сплошь положительные. Гражданский муж мамы Даши не работает, но получает пенсию по инвалидности II группы.
Так и жили две семьи в состоянии холодной войны, пока однажды не произошел вооруженный конфликт. Сожитель из семьи А крепко поругался со своей женщиной и даже грозился зарубить ее топором. Соседи вступились, буяна утихомирили и, по традиции, остались виноваты. Уж на что именно обиделась гражданка А, остается загадкой, но пообещала своим заступникам небо в алмазах показать. И ведь показала - считает ее соседка! Впрочем, все последующие события могут быть простым совпадением и с угрозами соседки никак не связанными.
Не ждали...
В конце января 2008 года в семье Б случился праздник — день рождения. В разгар застолья на пороге появились... органы опеки из местной администрации. Вот что впоследствии должностные лица напишут в акте: «комната находилась в неудовлетворительном состоянии — разбросаны вещи ... повсюду мусор, пыль, грязь ... в комнате стоял устойчивый запах алкоголя, воздух прокуренный». Но что особо возмутило представителей власти — это то, что «все взрослые находились в состоянии сильного алкогольного опьянения». Действительно, распивать спиртное во время празднования дня рождения — случай возмутительный и недопустимый! Посовещавшись, органы опеки решили - ребенка из семьи необходимо забрать «в связи с непосредственной угрозой жизни и здоровью».
Огонь, вода и медные трубы...
К спасению ребенка приступили немедленно. Девочка была направлена в детскую городскую больницу №15. Там Дашу поместили в карантин. Это обычная практика — сюда поступают дети, отобранные у асоциальных семей, беспризорники, отловленные на улицах. У таких детей целый букет болезней, поэтому карантин — стандартная процедура. То, что Даша - «домашний ребенок», почему-то никто не принял во внимание. 6-тилетняя девочка 3 недели провела в обществе «детей улицы», слишком рано столкнувшихся с реалиями жизни, а потому — циничных и жестоких.
Когда, спустя три недели, Дашу перевели в приют, работникам «Дома милосердия» в первую очередь пришлось лечить девочку от педикулеза. Как отмечают воспитатели приюта, Даша — ребенок очень общительный, развитый. За время проживания в соцучреждении успела подружиться со многими детьми. Согласно психологическому заключению, составленному врачом «Дома Милосердия», такие навыки Даша могла получить только при должном воспитании в семье. Педагоги недоумевают, зачем вообще «домашнего» ребенка направили в приют?
Кому это надо...
Родители Даши выдвигают различные версии того, кому, а главное зачем, понадобилось отбирать у них ребенка.
Версия первая. Соседка, помня о произошедшей ссоре, решила таким образом отомстить обидчикам, «натравив» органы опеки. Женщина по собственному опыту знает, что испытывает мать, когда у нее забирают дитя.
Версия вторая. По документам Даша является собственником 80% жилой площади, принадлежащей семье. Если лишить родителей прав, а девочку отправить в приют, то на ребенка можно оформить опеку. А законный опекун до достижении ребенком совершеннолетия, может распоряжаться имуществом Даши. Например, сдавать жилье в аренду. По словам матери и бабушки девочки, органы опеки требовали предоставить им оригиналы документов, подтверждающие Дашино право собственности на часть квартиры.
Разбор ошибок...
Оправившись от первичного шока, отец и мать Даши бросились к адвокатам. Изучив материалы дела, юристы обратили внимание на некоторые нестыковки. Во-первых, направляя в Калининский районный суд иск о лишении родительских прав, органы опеки указали в качестве ответчиков обоих родителей Даши. В то время как отец девочки, хоть и не живет в семье уже три года, постоянно общается с ребенком: навещает, делает подарки, возит ее отдыхать на море. Оснований для лишения родительских прав отца Даши адвокат не нашла. Органы опеки вполне могли не сдавать девочку в приют, а отвезти ее отцу. Почему этого не было сделано, при том что контактные телефоны имелись в наличии, - остается загадкой. Еще одна загадка — появившиеся в деле доказательства того, что мать не в состоянии надлежащим образом воспитывать своего ребенка. В материалах дела есть «акт обследования условий жизни несовершеннолетнего», изначально он датирован 22 августа 2007 года. В документе говорится, что специалисты приходили в этот день в квартиру и видели Дашу, которая сидела в своей комнате одна и рисовала. Как написали в акте проверяющие: «В комнате очень грязно, разбросаны вещи, кругом пыль. Лицо и руки у Даши грязные, не умывалась, волосы растрепанные. Со слов Даши, она утром ела лапшу и больше ничего не ела». Наверное, во всех других российских семьях в любой момент можно увидеть идеальную чистоту и порядок. А детки с первого слова родителей идут умываться и послушно кушают кашу!
Однако, есть небольшой нюанс. 22 августа Даша уже 4 дня как находилась со своим папой на море, и кого «неумытого и растрепанного» видели органы опеки - непонятно. Впрочем, свою ошибку специалисты быстро признали и исправили... дату составления акта. Теперь на документе стоит другое число - 18 августа.
Органы опеки на защите прав ребенка...
В разговоре с корреспондентом “Фонтанки” специалист отдела опеки и попечительства местной администрации МО “Академическая” обмолвилась, что случай этот почти типичный: “Мама и папа живут по разным адресам, мама живет с сожителем, у которого 3 судимости (по статье “хулиганство”- прим. ред.), все семейство беспробудно пьет, у нас есть масса свидетелей, мы неоднократно предупреждали мать, что отберем ребенка, так что пусть не жалуется!”.
При личной встрече с матерью Даши корреспондент «Фонтанки» не заметил каких-либо явных признаков «беспробудного пьянства». Как рассказала журналисту родительница, теперь она вынуждена жить у бывшего мужа. Иной возможности видеться с ребенком нет (юристы настояли на том, чтобы ребенка отпустили из приюта и отдали хотя бы отцу). «После долгого странствия нашей девочки по больницам и приютам мы получили другого ребенка — Даша очень изменилась: она плохо спит, постоянно меня зовет и боится возвращаться домой! Она думает, что там ее ждет «злая тетя», которая снова отдаст в приют!!!».
Правозащитники на защите родительских прав...
Юрист отца девочки добилась также того, чтобы ее клиента исключили из числа ответчиков иска органов опеки. Другими словами, по крайней мере, родительские права отца отстояли.
В Калининском районном суде накануне состоялось предварительное слушание по иску адвокатов о признании постановления об изъятии Даши из семьи незаконным. Судебное заседание судья назначил на 24 апреля. Юристы надеются, что суд вынесет решение в их пользу, и тогда в судебном процессе по иску о лишении родительских прав матери (слушание назначено на конец месяца) не будет необходимости.
Юлия Никитина,
Фонтанка.ру
Год потери семьи
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ