Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Общество «Мигалка» в законе

«Мигалка» в законе

1 010
фото сайта audi.carclub.ru

Верховный Суд России признал законными право водителей автомобилей со спецсигналами нарушать правила дорожного движения, а всех остальных – обязанность уступать им дорогу. А в конце минувшей недели правительство России установило новые требования к водителям, которые могут управлять машинами с мигалкой – пожарным, «Скорой помощи» и т.д.

Управляющие автомобилями соответствующих ведомств (милиции, МЧС и т.д.) обязаны иметь не менее года стажа вождения, проходить специальное обучение, аттестацию, а не реже одного раза в пять лет – переподготовку. Установленные требования призваны обезопасить всех участников дорожного движения от необдуманного лихачества «привилегированных» автомобилей.

Венский вальс на российских дорогах

По действующим Правилам дорожного движения (ПДД) при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом, водители обязаны уступить дорогу для обеспечения его беспрепятственного проезда. Такие транспортные средства при «выполнении неотложных служебных заданий» могут отступать от требований некоторых норм ПДД – разметки, сигналов светофоров и т.д., но только при условии обеспечения безопасности движения. Кроме того, воспользоваться приоритетом водители автомобилей с мигалкой могут только убедившись, что им действительно уступают дорогу.

Законность этих положений ПДД в Верховном Суде России оспорил гражданин Юрий Зевакин. Свои требования он обосновал тем, что «имеют место случаи, когда специальные сигналы правоохранительными органами используются не для выполнения неотложного служебного задания».

Судья Валентина Емышева проанализировала не только российское законодательство, но и международное право. Ведь унифицированные правила дорожного движения закреплены в Конвенции о дорожном движении, которая была заключена в Вене в 1968 году и ратифицирована СССР в апреле 1974 года. Этот документ также предусматривает наличие транспортного средства, «пользующегося преимущественным правом проезда». Если оно подает специальные световые и звуковые сигналы, то каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей части и в случае необходимости остановиться. Так же как и российские ПДД, Венская конвенция разрешает «привилегированным» автомобилям не соблюдать все или некоторые положения правил, но при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, а включаться спецсигналы могут лишь в тех случаях, когда это «оправдано срочным характером их поездки».

Доказать, что водители милицейских машин, «Скорой помощи», пожарных и т.п. используют мигалку без особой нужны, Юрий Зевакин не смог. А потому суд, не найдя противоречий между спорными нормами ПДД и действующим законодательством, отказал в удовлетворении его заявления. 4 декабря кассационная коллегия Верховного Суда России отклонила жалобу правозащитника и решение вступило в законную силу.

Суд также напомнил, что непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом влечет административную ответственность – штраф в сумме до 300 рублей. Если же водитель не пропустил автомобиль экстренных служб (со специальной цветографической схемой), то может быть лишен прав на срок от одного до трех месяцев.

Водитель особого назначения

Исходя из требований правил и Венской конвенции, управляющие транспортными средствами со спецсигналами лица должны иметь особые навыки вождения. Ведь находясь постоянно в экстремальной ситуации (высокая скорость и т.д.), водители вынуждены контролировать, что им уступают дорогу, а предпринимаемые в нарушение правил маневры не поставят под угрозу других пользователей.

15 декабря премьер-министр России Виктор Зубков утвердил Положение о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Этот небольшой по объему документ содержит исключительно общие требования. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий утверждаются Министерством образования и науки России (по согласованию с Министерством транспорта и МВД РФ). В процессе обучения, которое может проводиться в очной или очно-заочной (вечерней) форме, предусматривается особенное изучение нормативных правовых актов, теоретических основ и практических навыков безопасного управления автомобилями в различных условиях, технических характеристик и конструктивных особенностей транспортных средств, правил пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и т.д. Управляющий машинами со спецсигналами должен также пройти курс обучения основам психологии и этики водителя, а также методам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Напомним, что с 1 февраля синие проблесковые маячки и сирены могут использовать только транспортные средства пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и военной автомобильной инспекции «для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» и имеющие специальные цветографические схемы на наружных поверхностях (окраску). Решение о выдаче таким автомобилям мигалок принимают руководители подразделений ГИБДД.

Таким образом, не так и сложно выявить использование спецсигналов не по назначению. Например, какие такие «неотложные действия по защите жизни и здоровья граждан» могут выполнять автомобили прокуратуры? Или службы инкассации Центрального Банка России (они вообще не включены в список, хотя открыто носятся по Староневскому проспекту распугивая окружающих воем сирен). Решить вопрос можно было бы публикацией списков «привилегированных» автомобилей с указанием их номеров.

Павел Нетупский,
специально для «Фонтанка.ру»

Однако информацией о том, сколько из проезжающих по улицам Петербурга спецмашин едут "на дело", не владеет никто. Ездят "Скорые" за пивом, милиция за водкой, прокуроры домой... Но немало и левых мигалок. Борьба с ними ведется, и это уже радует. В 2005 году только в Петербурге изъяли 64 незаконно установленных спецсигнала, в 2006-м - на десять меньше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях