Работники завода «Форд» начали бессрочную забастовку. Их не остановило даже решение Леноблсуда, который признал их предыдущую стачку (7 ноября) незаконной. Тогда забастовка продлилась сутки. Сейчас же конвейер отключили, возможно, на несколько недель. По крайней мере, по словам профсоюзных лидеров, стачка прекратится только тогда, когда администрация завода повысит зарплату.
Заводчане требуют увеличить оклады на 35%, а также ввести доплату за работу в ночные часы. Администрация беседовать с сотрудниками не хочет. Их попросту не пускают на территорию завода. Техники заблокировали действие электронных пропусков бастующих.
По словам председателя профсоюза завода “Форд” Алексея Этманова, в стачке принимают участие 1,5 тысячи человек. В 00.00 20 ноября они остановили конвейер и прекратили сборку машин. Работают только те служащие, которые обеспечивают оговоренный минимум работ и следят за опасными объектами производства, и та часть коллектива, кто не захотел принимать участия в акции неповиновения.
На сам завод членов профсоюза не пустили. Администрация в переговоры с работниками не вступила и, кроме того, вызвала наряд ОМОН, который заблокировал вход на территорию завода и оттеснил протестующих. Но, как рассказывает Алексей Этманов, “это не огорчило работников и они продолжили забастовку на улице”.
Около 15.30 на территории возле завода стояли около трех десятков активистов забастовки. На импровизированном «шведском столе» каждый желающий мог налить себе стакан горячего чая или сделать бутерброд. Как рассказали бастующие, продукты закупались ими на собственные средства. Кипяток же в термосах приносили так называемые «диверсанты», которые оказались на территории завода. Они курсировали между забором и зданием «Форда», принося какие-то новости и емкости с горячей водой. Однако далеко не все согревались чаем и кофе. В багажнике одного из припаркованных на стоянке автомобилей стояло несколько бутылок водки, правда, за таким «сугревом» подходили далеко не все и очень редко.
Несколько человек за забором разогревались игрой в футбол. Мяч у бастующих был всего один, поэтому они соорудили из мусора и скотча ещё один элемент «спортивного инвентаря» и пытались им играть прямо перед входом на территорию завода. В какой-то момент этот «самодел» схватила зубами собака и потащила на территорию завода. «Смотрите! От нас ещё один диверсант проник на охраняемую территорию!» - со смехом отметили рабочие.
На вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, зачем возле предприятия присутствуют сотрудники милиции, бастующие ответили, что таким образом руководство охраняет сам завод на случай, если они решат устроить беспорядки, сломать забор и прорваться внутрь. Бойцы ОМОНа, правда, за несколько часов так и не вышли за пределы КПП — видимо чувствовали, что бунта не предвидится. Порядок же, чуть ли не единолично, охранял председатель профсоюза Алексей Этманов. Когда рабочие подожгли одну из бочек с мусором, он подошёл и под недовольные высказывания вылил в контейнер почти весь кипяток, чтобы затушить огонь.
- Ты что, за собственность завода так переживаешь? - спросил один из рабочих.
- Нет, просто вонять будет и чадить, а согреться вам этот огонь не поможет, — невозмутимо отвечал организатор забастовки.
Около 16.30 на стоянке личного автотранспорта около территории завода «Форд» начали появляться рабочие второй смены. Как выяснилось, забастовку изначально планировалось проводить именно посменно — каждый работник в своё время. Однако погодные условия эти планы нарушили. «Нам нет смысла дежурить здесь всю ночь!- объявил Алексей Этманов в мегафон, — на месте останутся только самые отчаянные на машинах и с большим количеством кофе, остальные могут расходиться по домам, в 7.30 мы все вместе здесь опять соберемся и продолжим пикетирование до тех пор, пока администрация не ответит!».
О причинах забастовки рассказали корреспонденту «Фонтанки» сами рабочие. Как выяснилось, так называемая «средняя» зарплата высчитывается с учётом оклада тех ,кто находился в тот момент «по ту сторону баррикад» - то есть ИТР и руководства. «За прошлый месяц я получил зарплату 13200 рублей, с этих денег ещё и налоги высчитали, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» сварщик 5-го разряда, - есть, конечно, возможность заработать и больше, только вот спать тогда точно некогда будет, придётся поселиться на заводе». Стоящий рядом с ним бригадир попытался объяснить, какая на заводе система оплаты, называя какие-то проценты, выработки, вычеты и премии за работу в выходные дни, закончил он это повествование, назвав свой средний заработок — 15 600 рублей в месяц. «А потом я в газетах читаю, что у меня зарплата 21 тысяча. Это откуда они такие цифры взяли? Я здесь столько ни разу не видел».
Кстати, как отметил профсоюзный лидер, сотрудники “Форда” знают, что уровень их зарплат выше, чем на других предприятиях, но все равно не считают, что этого "достаточно для достойной жизни".
Менеджмент предприятия считает требования сотрудников завышенными. Как заявил накануне директор «Форда» во Всеволожске Тео Штрайт, забастовка не сможет привести к удовлетворению условий оплаты. Администрация завода, по его словам, готова приступить к обсуждению нового трудового договора с 26 ноября. «Мы готовы к этим переговорам, - сказал Тео Штрайт, - но, как я уже сообщил лидерам профсоюза, администрация не будет их вести во время или под угрозой забастовки».
Фирма подготовилась к забастовке. Всеволожский «Форд» заказал большое количество машин из Германии и Испании, поэтому очереди на иномарки из-за забастовки не увеличатся, но планы компании по расширению пока под угрозой. Начало выпуска второй модели на заводе в Ленинградской области, о котором сообщалось ранее, возможно, придется отложить. Именно поэтому остановка конвейера нанесет ущерб не только финансовому благополучию компании (за сутки стачки завод недополучает около 300 машин), но и имиджу «Форда».
Как прокомментировал ситуацию председатель Межрегионального объединения «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Владимир Дербин, забастовки на автозаводе – рабочий процесс. “Профсоюз на “Форде” образовался сравнительно недавно, поэтому еще не имеет достаточного опыта решения проблем коллектива за круглым столом, да и руководство концерна еще не осознало всей ответственности перед работниками. Думаю, что через год-полтора все войдет в привычное русло,” - заявил Дербин.
Между тем, забастовка на заводе “Форд” уже вызвала широкий резонанс в отрасли. Работников завода во Всеволожске поддержали в Москве. 20 ноября в 13.00 начался пикет сотрудников завода "Рено-Автофрамос". В митинге также принимают участие представители профсоюза работников Московского метрополитена. Москвичи считают, что зарплата на «Форде» «не успевает» за растущими ценами и полностью поддерживают их стремление бороться «до победы».
Напомним, что 7 ноября на заводе прошла предупредительная забастовка. Поскольку профсоюз завода не обсудил с руководством компании моменты, связанные с эксплуатацией объектов, представляющих опасность, администрация завода обратилась в суд. Ленинградский областной суд признал действия профсоюза незаконными и лишил его права возобновлять забастовку через 20 суток (то есть 27 ноября). Аналогичные забастовки на заводе Ford проходили в 2006 и 2007 годах.
Маша Могилевская,
Александр Фролов,
фото Александр Фролов
Фонтанка.ру