Немец и русский представили в Петербурге свое главное художество – самое высокое здание Европы башню «Федерация».
Покритиковав высотное строительство в Петербурге, оба мастера показали свои небоскребы, которые они уже возвели и которые собираются строить, в том числе и в Москве.
В Российской Академии художеств открылась и будет работать до 29 мая выставка двух архитекторов - Петера Швегера и Сергея Чобана. Первый родился в Румынии, второй - в Ленинграде. Оба творят в Германии. В официальной творческой биографии Швегера значится: небоскреб "Майн-Тауэр" во Франкфурте-на-Майне, "Трептауэрс" в Берлине, Институт новых технологий в Карлсруэ, ему обязано своим новым обликом историческое здание немецкого Бундесрата в Берлине. Чобан – молодой, по архитектурным меркам архитектор (45 лет) – работал в мастерской Вениамина Фабрицкого, потом как самостоятельный архитектор, и в начале 1990-х годов уехал в Германию.
На выставку пришли не только маститые ученые и архитекторы из разных стран, но и однокурсники Сергея Чобана по ленинградской «Репинке». Им показали несколько макетов, фотографии и зарисовки. Все это уже демонстрировалась неоднократно в других городах мира, а потому открытие выставки решили разнообразить дискуссией. Около двух часов спорили о сохранении наследия исторически значимых городов и о разрушении стереотипов, новых проектах, которые не всегда одобряются теоретиками. Чобан и Швегер работали в Берлине, Гамбурге и Петербурге. На берегах Невы Сергей Чобан проектировал бизнес-центр на Каменноостровском проспекте, 9 и «Дом бенуа» на Пискаревке, а также элитный жилой комплекс на набережной Мартынова. Затронули и горячую тему «Охта центра», не переставая говорить о сохранении исторического облика центра города.
Ханс Штиман, в 1990-е годы директор строительного департамента правительства Берлина, упомянул о двух обязательных правилах: «Строить небоскребы на окраине города и не отдельной доминантой, а в микрорайоне с другими постройками». Хотя именно в годы работы Штимана в Берлине были возведены неоднозначные здания, которые до сих пор вызывают «примером неудачной архитектуры». Ханс Штиман назвал еще два правила нарушения высотного регламента: исключения можно сделать для музеев, вокзалов, университетов и театров, и каждое такое исключение не может быть выше ста метров. В любом случаем, упоминая «Охта центр», участники встречи не говорили ни слова об архитектуре проекта – только о месте застройки.
Петр Швегер заявил, что нынешний проект петербургского «Охта центра» - тема все же политическая. А Сергей Чобан отметил, что «Москва – это город объектов. В Петербурге же здания подчиняются пространству и архитектурно выражают себя в мелких деталях – орнаменте, декоре». После двух часов горячих дискуссий большинство оказалось на стороне тех, кто решил убеждать инвестора выбрать другое место для строительства «Охта центра». Среди этого большинство был и Сергей Чобан, который, надо заметить, немногим ранее и безо всяких долгих дискуссий вместе с коллегой Швегером взялся за другую высотку. Архитекторы спроектировали огромное здание в самом центре Москвы, и тема высотного строительства в старинных городах звучит из их уст уже по-другому. Башня «Федерация» станет самым высоким небоскребом в Европе – 350 метров!!!
Скоро, наверное, и такая башня станет историей. Едва ли не каждый год разные страны на всех континентах планеты бьют рекорды по высоте своих небоскребов. Кстати, об истории. Согласно одной из городских легенд, Охтой правобережную часть Невы стали именовать с легкой руки Петра Великого. Будто бы именно здесь он ожидал встретить шведское войско. И вскликнул на брегах Невы: «Ох, ты!». Так и повелось в народе именовать эту территорию – Охта. И мало кто почему-то вспоминает другой исторический факт: благодаря дочери Петра Первого Елизавете, облик Петербурга в этой части города мог быть совершенно другим. И о высотном строительстве в Северной столице сегодня бы никто не спорил.
В ансамбле Смольного собора должна была быть еще и многоярусная колокольня… высотой 140 метров – это почти на 20 метров ближе к небу, чем Петропавловский собор! Однако во время строительства Смольного собора Россия начинает семилетнюю войну с Пруссией - деньги в казне тают с каждым днем. Умирает царица, уходит из жизни автор Смольного собора - архитектор Растрелли. Ансамбль завершает архитектор Стасов. Последователи так и не воплотили в жизнь идеи гениального автора, которого, говорят, хвалил даже завистливый к чужим успехам архитектор Кваренги.
Станислав Пылёв,
Виктор Краснов,
Фото Валентина Илюшина,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
«Петрозавод» уступает место «Охта центру» - снос начался
Небоскребы выстоят. Если их строить с умом