Правительственная награда обещана губернатором Петербурга строителю нового стадиона для «Зенита». Если, конечно, он будет построен в срок. Пока никаких препятствий этому, вроде бы, не наблюдается. По крайней мере, архитектор проекта японец Кише Курокава заявляет, что все разногласия решаются за несколько часов, и надеется, что его не ждет судьба проектировщика второй сцены Мариинского театра Доминика Перро.
Утром 10 мая в петербургском комитете по строительству состоялось большое совещание, посвященное очередному этапу работы над стадионом для «Зенита». Кише Курокава приехал обсудить возможные изменения в проекте с уже выбранными российскими проектировщиками - ЦНИИСК им. Кучеренко (филиал ГУП «Строительство»). По словам Курокавы, все разногласия удалось разрешить буквально за 2 часа. «Мы долго выбирали российских проектировщиков, но теперь я уверен, что мой проект не ждет судьба проекта второй сцены Мариинского от Доминика Перро», - заявил японский архитектор. Присутствовал на совещании и будущий строитель в лице Григория Фельдмана, которому Валентина Матвиенко пообещала правительственную награду, если стадион будет построен в срок.
Правда, на последовавшей за совещанием пресс-конференции Григорий Ефимович, казалось, был больше взволнован не сроком постройки стадиона, а собственной фотогеничностью. «Скажут ведь что меня кто-то по носу бил, а это всего лишь загар», - громогласно вел в «президиуме» диалог сам с собой Григорий Фельдман, выбирая более выгодный ракурс для профиля. “В Куршевеле небось были?” – бросил кто-то из зала. «Нет, я человек демократичный, в Турции в теннис играл», - объяснил подрядчик.
Сегодня он впервые участвовал в публичном мероприятии не в роли руководителя выигравшей конкурс по стадиону компании «Синтез-Суи», а как гендиректор ООО «Авант», в которое эта компания трансформировалась две недели назад. Выигранный подряд, естественно, остался в «Аванте». «Все дело в том, что когда конкурс на строительство стадиона начался, наша компания уже была в стадии реформирования. «Синтез-Суи» была попыткой объединить силы нефтяной корпорации «Синтез» и строительного холдинга «СУИ». Но эта попытка провалилась, так как нельзя впрячь в одну повозку коня и трепетную лань,” – рассказал Григорий Фельдман. Кто в этой ситуации конь, а кто лань он не уточнил, но объяснил, что компанией «Авант» теперь владеет «Синтез», ну а блокирующий пакет акций принадлежит самому Фельдману.
По словам подрядчика, главные объекты, которые обсуждались на утренней встрече архитектора и проектировщиков, это японский центр, который господин Курокава собирается построить внутри стадиона на собственные деньги (в качестве подарка городу) и аквапарк, строительство которого оказалось невозможным. По российским правилам в водных центрах обязательно естественное освещение, а там, где собирался строить бассейн господин Курокава, окна сделать нереально. Так что этот фрагмент стадионной инфраструктуры придется перепрофилировать.
Впрочем, судя по речи господина Курокавы, он еще не в курсе всех изменений, которые сделаны в проекте. «Сначала я вообще не собирался участвовать в конкурсе на стадион в Петербурге, так как не видел возможностей его осуществить. Правительство Петербурга хотело построить крытый стадион, и при этом оставить на нем естественный газон – на такой широте аналогов этому нет. В то же время у меня есть друзья в «Милане», в японских клубах, я хорошо знаком с Зинедином Зиданом, и все они говорят, что играть на искусственном газоне неудобно. Футболисты боятся травм и не выкладываются до конца. С этой точки зрения решение Петербурга несомненно правильно. И я стал консультироваться со знакомыми специалистами по газонам из Германии и Франции. Они сказали, что естественное поле на крытом стадионе в Петербурге реально. Но для этого придется использовать сложную смесь из 12-ти трав, и газон должен получать естественное освещение хотя бы 4 часа в день. В Петербурге с этим проблемы. В проекте я предложил два варианта – чтобы поле выезжало с территории стадиона на специальных рельсах, и модульный вариант – газон можно разделять на фрагменты, и выносить на естественный свет. Мне кажется, второй вариант экономичнее, и надо использовать его», - рассказал архитектор.
Возможно, Кише Курокава еще не знает, что на последнем объезде города губернатор Петербурга приняла окончательное решение – стадион должен быть с выдвижным полем. Сегодня это подтвердил и представитель строительного комитета Герман Елянюшкин, и сам Григорий Фельдман, которому предстоит строить стадион. «Сергей Фурсенко, президент «Зенита», видел подобное модульное поле в Германии, и очень просил не выбирать этот вариант. На самом деле мы проработали много возможностей – даже думали, как можно оставить поле стационарным, применив специальные лампы с естественным светом. Этот вариант мог бы сработать, но он требует 10 тысяч квадратных метров, чтобы где-то их хранить. Это все равно потеря денег», - объяснил Фельдман.
Выезжающее поле неминуемо приводит к тому, что трассы «Невское кольцо» не будет в нынешнем виде. «Мы просто передвинем её, но трасса будет существовать, и структура её останется той же», - заявил Герман Елянюшкин. Кроме того, решено все-таки не оставлять чашу стадиона Кирова. То есть холм останется, но вот «охолмление» будет срыто. «Иначе космический корабль Кише Курокавы выглядел бы, как космический корабль, севший в яму», - объяснил Фельдман.
По словам Григория Фельдмана, новый стадион будет чисто футбольным – никаких беговых дорожек. За основу будут взяты немецкие варианты, так что первый ряд расположится на высоте нескольких метров, а не на уровне поля как в Англии. Скорее всего, он будет двух- или даже трехъярусный – это позволяет сделать больше вип-лож. Зато будут и фанатские «стоячие» сектора, о которых очень просят петербургские фанаты (на время игр европейских кубков в них будут устанавливаться сиденья). И в то же время петербургский стадион не будет похож ни на один из уже известных. «Это будет катастрофически уникальный проект, и это вызывает у нас множество трудностей», - заявил Фельдман.
Трудности связаны в основном с погодой и транспортом. Насчет транспорта Григорий Фельдман предложил сегодня использовать причал, который появится у стадиона в ближайшее время для перевозки строительных грузов, и для пассажирских целей. Но это, конечно, не решение проблемы единственного моста. Сейчас в городских комитетах активно размышляют, как с ней справиться, но пока еще ничего не придумали, по признанию Германа Елянюшкина.
Разработчики хотят, чтобы на стадионе зимой была температура 18 градусов, а не холод, как на немецких крытых стадионах. Но тогда нужно что-то придумать с конденсацией, с доступом воздуха, который газону нужен не меньше чем свет. Тем не менее, пока все идет по графику. Уже готова концепция свай (они будут буроналивные или даже геотермические, так что «забить» первую сваю не получится). «Мы обещаем - в срок у «Зенита» будет стадион, на котором не будет холодно, над головой будет висеть крыша, производящая впечатление, что её вообще ничего не держит, но при этом она не упадет. Будет нормальный газон. И «Зенит» сможет играть на нем уже в марте 2009 года», - обнадежил Григорий Фельдман.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Стадион на Крестовском построят нефтяники
«Космический корабль» не прошел тест на безопасность
Проект нового стадиона на Крестовском оценят петербургские архитекторы
Кто построит стадион на Крестовском, станет известно 1 декабря
Стадиона Кирова больше нет
Стадион для "Зенита" должны построить до 15 декабря 2008 года
Стадион для «Зенита» - «катастрофически уникальный проект»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ