Вслед за Исаакиевским собором, взгляд Фонда академии художеств пал на коней Клодта и памятники Барклаю де Толли и Кутузову. Представители фонда считают, что под угрозой находятся и главные скульптурные группы Невского проспекта. В центральный аппарат Росохранкультуры поступило письмо от Фонда Академии художеств (и одного из советников управделами президента по СЗФО), после которого Управлению Росохранкультуры по Северо-Западу было поручено создать комиссию для изучения ситуации. К сигналам от Зураба Церетели в Москве принято относиться серьезно. Сегодня утром эта комиссия провела обследование скульптур.
«В комиссию вошли представители нашего Управления, музея городской скульптуры, КГИОП, реставраторы. Задачей комиссии было осмотреть памятники, ознакомиться с реставрационной и исследовательской документацией», - объяснил нашему корреспонденту глава комиссии и начальник отдела охраны культурного наследия управления Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу Александр Быков.
На фотографии директор музея городской скульптуры Владимир Тимофеев(в центре) и члены комиссии
«По предварительной оценке, скульптурные группы находятся в удовлетворительном состоянии», - дал Быков краткое официальное резюме по итогам работы. Директор музея городской скульптуры Владимир Тимофеев был более эмоционален. «Сегодня мы осмотрели памятники у Казанского собора и коней Клодта. Я думаю, что вряд ли необходимо какое-то дополнительное обследование – сами можете убедиться, что они в хорошем состоянии. Детальная проверка коней Клодта может обойтись приблизительно в 60 тысяч рублей, но и без неё можно сказать - каждая прожилка видна, каждая заклепочка на подкове лошади. Мне, как директору музея городской скульптуры, очень приятно, что они в таком хорошем состоянии. Это говорит о том, что реставрация шесть лет назад была выполнена профессионально», - сказал Владимир Тимофеев, после того как комиссия закончила свою работу.
По словам директора музея городской скульптуры, история с проверкой памятников является продолжением истории с Исаакиевским собором. Напомним, что директор Исаакиевского собора обвинил Фонд Академии художеств и работающую под его эгидой новую реставрационную фирму ООО «НПКП «ПИН» в инициации скандала, с целью получения каких-то заказов на реставрацию. Директор ООО «НПКП «ПИН» Антон Папировский заявил нам тогда: «Это просто смешно! Единственный интерес нашего фонда, в котором состоит много уважаемых академиков, - участие в конкурсе на общих основаниях».
«Работы проводятся по конкурсу. Любая организация может в этом конкурсе участвовать. Участие Академии художеств пойдет только на пользу общему делу. Но реставрация была несколько лет назад, а негласный норматив для таких работ - раз в 15-20 лет», - считает Владимир Тимофеев.
Если раньше врагом памятников было время, то сейчас главной опасностью для них стали люди. Если говорить о конях Клодта, то самое большое опасение вызывают у директора музея городской скульптуры туристы, которые залезают на скульптуры, чтобы с ними сфотографироваться. Конечно, вряд ли они что-то сломают, как это случилось в прошлом году со львами на Адмиралтейской набережной, но они повреждают специальный тонкий защитный слой на памятниках. А Аничков мост - место очень «трудное», там стоят светофоры, машины тормозят и снова газуют, очень много выхлопных газов, «разъедающих» скульптуры. Снегоуборочные машины разбрасывают едкие смеси, которые тоже повреждают поверхность. Года два назад была история, когда на одного из коней упал троллейбусный провод и обмотал ему шею. Именно такими ситуациями и была вызвана последняя реставрация, но с тех пор прошло немного времени, и причин для новых опасений, по мнению членов комиссии Росохранкультуры, пока нет.
Михаил Гончаров,
Фото Валентина Илюшина,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Скандал вокруг Исаакия - провокация
Исаакиевский собор падать не собирается
КГИОП открыл «магазин подарков»