ГТК «Россия» встала на защиту своего экипажа и утверждает, что авиакатастрофа Ту-154 под Донецком произошла не по вине летчиков, о чем заявляют специалисты. Как можно заключить из обнародованных сегодня «Россией» заявлений, роковую роль в трагедии ГТК видит в «чрезвычайно сложных», «аномальных» и мало изученных метеоусловиях.
На днях МАК озвучил свои выводы относительно причин случившейся летом прошлого года авиакатастрофы. Эксперты комитета фактически полностью исключили негативное влияние метеоусловий и возложили ответственность за крушение Ту-154 на экипаж.
В день оглашения результатов работы МАК, представители ГТК «Россия» отказались от обширных комментариев. Сегодня руководство компании обнародовало собственное заявление по поводу отчета МАКа, в котором выразило недовольство выводами экспертов. Если верить «России», Ту-154, оказавшемуся в тех метеоусловиях и при той высоте полета, было не избежать катастрофы.
По утверждению руководства ГТК, «конструктивная особенность Ту-154 такова, что система управления и индикации самолета не позволяет в условиях «болтанки» своевременно и достоверно определить переход самолета в режим сваливания. Ту-154 попал в плоский штопор, вывести из которого данную модель самолета невозможно. В сложившейся обстановке экипаж принял все возможные меры, чтобы спасти пассажиров. Тем не менее, объективные факторы не позволили предотвратить катастрофу».
По мнению руководства ГТК, таким «объективным фактором» стали метеоусловия. Как заявляют в компании, незадолго перед катастрофой в районе Донецка «образовался не спрогнозированный метеослужбой Украины мезоциклон, представляющий большую опасность для самолета. Погодные условия, возникшие в районе полета, встречаются крайне редко, но служба управления воздушным движением Украины не проинформировала об этом экипаж самолета».
Несмотря на столь высокие риски эксплуатации Ту-154, ограничений в использовании данной модели самолетов чиновниками пока не предусмотрено, а правила пролетов в условиях грозовой деятельности не переписывались уже более 20 лет. И об этом сообщило в ходе Интернет-конференции (фактически первой со дня трагедии) руководство ГТК. В компании косвенно признали, что экипажу не хватало тренировок на тренажерах, поскольку тренажеры для Ту-154 устарели (в этом «Россия» согласна с выводами МАК). При этом, по данным ГТК, «топлива на борту было достаточно для обхода любых метеоявлений».
Не дожидаясь окончания расследования, руководство компании заменило руководителей летной службы:сняты с должности летный директор авиакомпании, командир отряда, руководитель инспекции. "И эти меры не окончательные", - обещают в авиакомпании.
После трагедии и "разбора полетов" были проведены и практические занятия:повторно изучены характеристики устойчивости управляемости воздушных судов, возможные причины выхода самолета на критические углы атаки вследствие внешних воздействий и ошибок в технике пилотирования, особенности поведения воздушного судна на углах атаки, близких к критическим, условия сваливания самолета в штопор и действия экипажа по выводу воздушного судна из него. После учебы летный состав сдавал зачеты.
Еще одно признание – экономия топлива в компании, по крайней мере, существовала, но не такая, как писали в газетах. Напомним, что сразу после катастрофы родилась версия об экономии топлива, якобы ради нее экипаж решил не возвращаться в пункт вылета, несмотря на сильнейшую грозу. Первый заместитель гендиректора ГТК «Россия» Геннадий Болдырев пояснил, что «экономия определяется не экономией топлива в полете, а экономией, связанной со стоимостью ГСМ в разных аэропортах. Данное положение распространятся не только на летный состав, но и на службы, обеспечивающие полет», - сказал он. Вознаграждение за экономию составляло 7-8 процентов от зарплаты.
В ГТК «Россия» также прокомментировали выводы экспертов МАК относительно плохого взаимодействия членов экипажа в момент катастрофы. Напомним, что МАК утверждает, что находившийся в кабине второй штатный пилот не принимал участия в управлении самолетом, вместо него это делал пилот-стажер. Даже в самый ответственный момент. Заместитель начальника летно-методического отдела Александр Ушков объяснил это просто: «В ситуации неожиданного попадания в условия турбулентности смена пилотов в кабине невозможна, все должны быть пристегнуты ремнями».
По мнению советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Герасимова, «самолет оказался в безвыходной ситуации, о которой до сих пор не сказано ни в одном эксплуатационном документе». «Сверхопасная особенность, называемая «подхват», была выявлена у Ту-154 на больших углах атаки в 1972 году, но ни разу не доводилась и до сих пор не доводится до летных составов, и летчики попросту не могут ее распознать», - констатировал он.
Несмотря на недавнее заявление министра транспорта Левитина о том, что в течение ближайших пяти лет все самолеты Ту-134 и Ту-154 будут выведены из эксплуатации, в ГТК эти машины считают надежными. «В парке авиакомпании находятся 22 самолета Ту-154 М и 9 самолетов Ту-134. На протяжении последних 15 лет авиакомпания планомерно проводила списание самолетов, отработавших ресурс и ввод в строй новых самолетов, - сообщил Геннадий Болдырев. - В 2007-м году будет списано два самолета Ту-134, вопрос об эксплуатации остальных Ту-134 будет решен в зависимости от загрузок на тех линиях, на которых они эксплуатируются. В соответствии с имеющимися планами в 2007 году планируется ввод в строй четырех самолетов Airbus А319 взамен Ту-134».
Сегодня в ГТК высказались и относительно судебных исков, которые готовят родственники погибших. В компании уверены, что "России" не грозят миллионные выплаты по коллективному иску родных пассажиров разбившегося рейса, которые хотят через суд добиться от правопреемника авиакомпании «Пулково» по 300 тысяч долларов за каждого погибшего. Сегодня во время Интернет-конференции заместитель генерального директора ГТК «Россия» Дмитрий Голубков заявил, что «российская практика судебных решений до сих пор не предусматривала удовлетворение исков такого размера». По его словам, в отсутствие законодательно предусмотренной практики страхования ответственности авиаперевозчика в размерах, позволяющих удовлетворять столь крупные иски, «судебное решение в отношении авиакомпании было бы некорректно и несправедливо».
При этом в компании отметили, что прямых юридических последствий для правоотношений между ФГУП «ГТК «Россия» и родственниками погибших заключение МАК не имеет. Однако, материалы комиссии стали теперь материалами уголовного дела. По результатам его расследования прокуратура установит степень виновности или невиновности экипажа. От решения прокуратуры зависит и выплата предусмотренных законом компенсаций.
Надежда Владимирова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Основная причина падения Ту-154 под Донецком - человеческий фактор
Адвокат Игорь Трунов: вопрос вины экипажа Ту-154 не связан с вопросом выплат потерпевшим
Снова подвел человеческий фактор
Ту-154 Пулковских авиалиний упал под Донецком
Вадим Базыкин: Командир упавшего Ту-154 мой старинный приятель и один из самых опытных летчиков «Пулково»
Небо не знает жалости -2
По факту авиакатастрофы Ту-154 возбуждено уголовное дело
На Украине также возбуждено уголовное дело по факту авиакатастрофы Ту-154
Разбившийся Ту-154 не израсходовал свой ресурс летного времени
Командир Ту-154 предчувствовал катастрофу
Пулково стало адом
Упокой, господи...
В небо идут одни "старики"
Новая версия крушения Ту-154
Дочь летчика: Летая самолетами "Пулково", пишите завещание
Список пассажиров и членов экипажа разбившегося Ту-154
Жертв авиакатастрофы предали земле
Авиакомпания защитила экипаж разбившегося «Ту»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ