Питерские сыщики разоблачили итернет-аферу с продажей «святых мощей». Выяснилось, что останки, за которые продавцы хотели выручить тысячу евро, априори не могут принадлежать Святому Филиппу, так как это череп и кости женщины лет 50-ти. Теперь милиции предстоит выяснить, где хранились изъятые останки до того, как попали в частные руки. В общих чертах история «мытарств» костей восстановлена.
Напомним, что в начале недели на сайте Антиквариат.ру появилось объявление шокирующего содержания. «Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е годы XX века. На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого (Святой Филипп - авт.), год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер». Виртуальный продавец (как оказалось, посредник) указал номер телефона, электронный адрес, имя и свои координаты: «Георгиев Борис Георгиевич, Россия, Санкт-Петербург».
После того, как информация расползлась по сети, представители Русской православной церкви сделали ряд осуждающих заявлений. Церковников возмутил сам факт «торговли» человеческими останками, и они потребовали незамедлительного возвращения мощей (если останки действительно являются мощами святого) верующим, или их погребения.
В Музее истории религии и атеизма, откуда, по заверениям продавцов, в свое время якобы пропали останки, отвергли такую возможность, заявив, что у них «все на местах». В милиции сначала только посмеялись над незадачливыми интернет-торговцами, которые своим поведением нарушили неписаные законы антикварного рынка. Искать «пропажу» никто не собирался, так как заявлений на этот счет ни от музея, ни от представителей церкви не поступало. Однако вскоре заявление появилось – Росохранкультура официально обратилась в ГуВД Петербурга и Ленинградской области с просьбой провести проверку по факту появления в Интернете объявления о торговле мощами святого, а в случае подтверждения «неуместных торгов» - возбудить уголовное дело.
Уже к вечеру 5 февраля человеческие останки были изъяты у «владельцев». И не только «мощи святого Филиппа», но и череп с оттиском «архком», а также челюсть, на которой имеются надписи, свидетельствующие о принадлежности «предмета» к какой-либо археологической коллекции. Посредник, разместивший объявление в Интернете, оказался человеком субтильного телосложения, увлеченным изучением богословия. Его знакомая – истинная «хозяйка» останков – пояснила, что в свое время приобрела их… на одном из городских рынков. На черепах имеется восковой налет, что не исключает возможности их использования для каких-либо оккультных церемоний. В этом еще предстоит разбираться. Хотя перспективы таких разбирательств туманны - святой инквизиции у нас не существует, отлучения от церкви никто не боится, да и торговля останками формально не запрещена – тем более, что они не были изъяты из захоронений, а значит, даже осквернения и вандализма не произошло.
Заполучив «мощи», сыщики начали по ниточке разматывать запутанную историю их обретения. Окончательные выводы делать еще рано – предстоит ряд экспертиз, но кое-что на сегодняшний день уже известно. Самое поразительное, что выяснили оперативники, это то, что останки, которые продавались через интернет как мощи православного святого, по предварительным данным, принадлежали… женщине лет 50. Как сообщил корреспонденту АЖУРа начальник «антикварного» отдела ГуВД Петербурга и Ленобласти Владислав Кириллов, к такому выводу пришел привлеченный сотрудниками правоохранительных органов консультант Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословских наук, ведущий специалист по истории в Институте истории материальной культуры.
А история останков примерно такова. На черепе, который был выставлен на продажу, было написано: «св. Филипп», далее неразборчиво на Нутне, 1899. По версии правоохранительных органов, это указание места, в котором некоторое время могли находиться останки, то есть - церкви святого Филиппа в Новгороде. Как раз напротив этой церкви жил Василий Передольский - один из первых российских археологов. К нему останки могли попасть, когда возле церкви «упорядочивались» возможные захоронения. Археологическая коллекция Передольского была изъята большевиками в 1918 году (сам ученый умер в 1906-м). По одной из версий коллекция была передана в Российское географическое общество, по другой - в музей Антропологии и этнографии, образовавшийся на базе Кунсткамеры.
Существуют предположения, что надпись на черепе была выполнена рукой самого Передольского, а возможная принадлежность останков Кунсткамере устанавливается по характерному для музея инвентарному номеру (четыре цифры, потом - дефис, потом три цифры). Некоторые фонды музея в свое время располагались в церкви на Большом проспекте Васильевского острова, на пересечении с 7-й линией. В конце 90-х церковь была передана верующим, в ней началась реставрация, в ходе которой, возможно, было что-то утрачено. Правоохранительные органы уже передали в музей обнаруженный на останках номер – для «уточнения прав собственности». Однако вполне возможно, что история «мощей святого Филиппа» этим не закончится.
Какому же православному святому пытались «приписать» останки их владельцы? На этот счет существуют две версии. Известен святой Филипп Вологодский (Ипатский), мощи которого находились в одной из церквей Вологды. Правда, по некоторым данным, сейчас местонахождение этих мощей неизвестно. Мощи другого святого Филиппа (Митрополита Московского и всея Руси), происходившего из боярского рода Колычевых и умерщвленного по приказу Ивана Грозного, по сей день находятся в Успенском соборе Кремля.
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Мощи, которые пытались продать через интернет, проверяют на подлинность
В Интернете на продажу выставили мощи святого из Казанского собора
Мощам нашли место в Интернете
«Святой Филипп» оказался женщиной
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ