Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Инцидент с Евгением Асмоловым: такого не должно повториться

Инцидент с Евгением Асмоловым: такого не должно повториться

650

Прокуратура поставила точку в «деле журналиста Асмолова». Надзорное ведомство не нашло в действиях милиционеров, избивших фотокорреспондента во время «Русского марша», признаков уголовного преступления. Однако, как считают в прокуратуре, произошедшее – повод для серьезного служебного разбирательства.

Прокуратура Петербурга поставила точку в «деле журналиста Асмолова». Надзорное ведомство не нашло в действиях милиционеров, во время так называемого «Русского марша» избивших фотокорреспондента, признаков уголовного преступления и отказало в возбуждении уголовного дела. Однако, как считают в прокуратуре, произошедшее - повод для серьезного служебного разбирательства в ГУВД. Представление с таким требованием уже направлено в главк.

Как сообщил сегодня заместитель прокурора города Андрей Лавренко, в ходе прокурорской проверки по факту избиения и задержания журналиста события того злополучного дня были восстановлены до мелочей.

– 4 ноября фотокорреспондент Асмолов по указанию редакции осуществлял свои служебные обязанности – готовил фоторепортаж по освещению Дня народного единства, - рассказывает Лавренко. – После неудачной попытки проведения несанкционированного митинга у БКЗ был организован так называемый «Русский марш». У дома 72 по Невскому проспекту колонна марширующих встретилась со стихийно сформировавшейся группой людей, придерживающихся антифашистских взглядов. Между ними произошла драка, где использовались палки, кастеты, травматическое оружие, распылялся газ. Естественно, в такой ситуации милиция решила рассеять дерущихся с применением к ним силы и спецсредств – в том числе дубинок.

В этом прокуратура как раз и не усмотрела нарушения закона: массовая драка в центре города требовала применения силы со стороны стражей правопорядка. То, что произошло в этот момент с фотокорреспондентом Асмоловым, - трагическое стечение обстоятельств.

- Асмолов не только профессиональный журналист, он журналист смелый, - охарактеризовал фотокора Андрей Лавренко. - Чтобы сделать удачные снимки, он оказался в эпицентре драки и действий сотрудников ОМОН.

Далее произошло то, о чем всем хорошо известно: Евгений получил по голове дубинкой и был задержан. Момент драки освещали многие, и с помощью телесъемок удалось восстановить картину инцидента: вот фотокор, прижав к груди камеру, пробирается в центр драки, а вот уже дубинка опускается на его голову. По мнению прокуратуры, в этом ничего сверхъестественного нет – с милицией журналист столкнулся при попытке прорваться внутрь толпы, и было трудно разобрать, кто он, его приняли за нарушителя, «нейтрализовали» дубинкой и поместили в машину вместе с остальными задержанными драчунами.

- Оценивая этот аспект: массовую драку, необходимость ее пресечь, мы не усмотрели в действиях сотрудников милиции признаков уголовного дела, - заявил зампрокурора, отметив, что есть и «другой аспект событий».

Он становится очевиден с момента предъявления Евгением Асмоловым служебного удостоверения и профессиональной фотокамеры, с появления подтверждения, что он журналист. В случае установления личности и отсутствия причин для задержания человек должен быть отпущен из отдела милиции, куда его доставили. С Асмоловым этого не произошло, более того, он необоснованно, по мнению прокуратуры, находился в 27-м отделе милиции в течение почти часа. Ну и, наконец, при необоснованном задержании журналист получил травму головы, которая расценивается экспертами как легкий вред здоровью. Однако доврачебной помощи ему оказано не было.

Все эти моменты прокуратура отразила в представлении, внесенном в адрес руководства ГУВД Петербурга и Ленобласти. В надзорном ведомстве требуют, чтобы милиционеры провели служебное расследование, наказали виновных и приняли меры к тому, чтобы такого не происходило впредь. Евгений Асмолов вправе в законном порядке оспорить решение прокуратуры.

- Должен ли кто-то извиниться за произошедшее? – спросили журналисты.

- Этот вопрос должна решать сама милиция. Нам закон «О прокуратуре» не позволяет рекомендовать такое, - ответил Андрей Лавренко, заверив, что прокуратура, в свою очередь, обязана защищать права и интересы журналистов. - В случае, если они будут нарушены, мы примем все необходимые меры.

По словам самого Евгения Асмолова, самое главное, чтобы подобное не повторялось, - на его месте мог оказаться любой другой журналист и просто прохожий. По словам Евгения, он с самого начала не имел ничего против ударившего его омоновца. Развитие ситуации требовало применения силы, да и со спины, возможно, было не разобрать, что в руках – фотокамера. «Возможно, есть доля и моей вины, - признает Евгений, - не стоило лезть так далеко, я извлек определенные уроки из этой ситуации». Фотокорреспондента удивило, что с самого начала искали «стрелочника» - того, кто ударил. Но претензии у Евгения не к нему, а к тому, кто, увидев в спецмашине с задержанными аккредитационную карту журналиста, сказал: пусть начальник разбирается. И к начальнику в чине майора, который усомнился, что его бойцы, прошедшие огонь и воду, могли ошибиться и поймали «не того» и тоже не обратил внимания на документы. И к сотрудникам отдела милиции, где ему предъявили участие в незаконном митинге с выкрикиванием антигубернаторских лозунгов….

- Если бы сразу отпустили с извинениями, - говорит Евгений, – вопросов бы не было. Хотелось бы, чтобы в ГУВД объяснили сотрудникам, что мы тоже на работе… В моем случае коллеги вмешались, спасибо им.

Напомним, что ситуация сразу была взята на контроль Санкт-Петербургским Союзом журналистов. А дабы милиционеры не играли в «своих-чужих», были разработаны спецжилеты, в которых журналистам предлагается работать на массовых мероприятиях. Вчера их «обновили» на митинге ДПНИ.

- Как председатель Союза журналистов я удовлетворен тем, как завершается эта история, - заявляет Андрей Константинов. – Завтра будет поставлена окончательная точка, но не буду пока раскрывать, как именно. Хочу с большим удовлетворением отметить, что прокуратура проявила не только профессиональную позицию, но также позицию гражданскую и человеческую, дав свою оценку всей этой ситуации: то, что произошло, было неправильным, виновные должны быть наказаны, и повторяться такого впредь ни в коем случае не должно. Я считаю, что позиция, высказанная прокуратурой, - профессиональная, достойная, взвешенная. И что особенно приятно – человеческая.

Светлана Борисова,
Фонтанка.ру

Ранее по теме:
ГУВД выяснило, кто нанес травмы журналисту «Интерпресс» Евгению Асмолову
Союз Журналистов встал на защиту избитого ОМОНом

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях