Вокруг имени Николая Десятскова, экс-гендиректора кинофестиваля «Санкт-Петербург», разворачивается очередной скандал. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», в милицию отдельно друг от друга обратились сотрудники ООО «Грантор», работавшие над проектом Десятскова «English land», и родители детей, принимавших в проекте участие. Все они жалуются на неисполнение руководителем проекта своих обязательств.
Вокруг имени Николая Десятскова, который в августе этого года был назначен генеральным директором кинофестиваля «Санкт-Петербург», разворачивается очередной скандал. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», в ОБЭП Калининского района отдельно друг от друга обратились сотрудники ООО «Грантор», работавшие над проектом Десятскова «English land», и родители детей, принимавших в проекте участие. Все они жалуются на неисполнение руководителем проекта своих обязательств.
Джентльмены денег не считают
Корреспонденту «Фонтанки» удалось поговорить с одним из заявителей, который потерял на проекте более 160 тысяч рублей. Валерий Ткаченко пришел на проект «English land» (реалити-шоу, в рамках которого школьники изучают английский язык и выполняют творческие задания) менеджером по рекламе. До этого молодой человек имел свой бизнес – магазин по продаже дисков. Продав магазин, парень стал обладателем небольшого капитала. Десятсков, по словам Ткаченко, предложил ему вложить деньги в проект.
Инвестору полагались проценты от прибыли, полученной от проекта: 10% от вложенной суммы и 25 % прибыли от самого проекта. Как сотруднику ему полагалась еще и зарплата в размере 20 тысяч рублей. Ткаченко, конечно, насторожило, что Десятскову нужны средства, ведь он повсеместно декларировал, что за проектом стоят большие люди и большие деньги. Но директор проекта сумел убедить парня вложить деньги – 166 тысяч 700 рублей, объяснив, что средства нужны на срочные нужды.
Десятсков написал расписку. На этом историю можно было бы закончить, если бы только через некоторое время молодому человеку его коллеги не стали пересказывать слухи, согласно которым он якобы во время работы активно посещал педофилические сайты. Источник слухов, по словам коллег, был один – Николай Десятсков. Ткаченко, естественно, потребовал объяснений. Но вместе этого был уволен, как говорится, без выходного пособия: денег ему не вернули. Правда, на заявлении о возврате денег Десятсков написал, что в месячный срок удовлетворит его. Но, как говорится, «уж полночь близится, а Германа все нет».Подводя итоги: Ткаченко проработал в проекте меньше месяца, зарплаты не получил, деньги потерял.
Однако в ОБЭПе Калининского района (по месту расположения офиса «Грантора»), есть коллективное заявление, под которым стоят подписи около 10 человек. Это, в основном, вожатые, которые занимались с детьми, участниками проекта занятий английским. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» один из преподавателей – Эндрю – в качестве зарплаты по договору ему полагалось 600 долларов. Работу он сделал, деньги не получил. Парень приехал из Уганды более 5 лет назад, и преподавательской деятельностью в лагерях занимается около 3 лет, но такого, по его словам, еще ни разу не было.
Не удовлетворил проект и самих участников. Согласно релизу, который в начале «English land» распространяла его пресс-служба, проект должен был стать ни больше ни меньше беспрецедентным «реалити-шоу», показывать которое должен был телеканал ТВ-3. 48 школьников в возрасте от 13 до 15 лет, прошедших кастинг, собрали в доме отдыха на берегу Финского залива. На все время проекта основным языком общения для ребят был английский. Участников реалити-шоу разделили на четыре команды, и каждую неделю, находясь в англоязычной среде, с помощью профессионалов они готовили свои творческие работы в рамках тематических недель, которые потом должно было оценивать жюри.
В помощь участникам реалити-шоу, по задумке, должны были задействовать профессионалов: режиссеров, сценаристов, специалистов по актерскому мастерству и вокалу, хореографов. А представлять проект должен был известный телеведущий и музыкант Андрей Григорьев-Апполонов из группы «Иванушки Интернейшионал». За раскрутку проекта взялся продюсерский центр самого Марка Рудинштейна.
Дети действительно отдохнули в лагере, поучили английский, на телеканале вышла одна передача. И все. Дальше молчание, которое могли услышать все, кто пытался связаться с Николаем Десятсковым. Не получив никакого ответа от него, обиженные люди обратились в милицию, где сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Рецидивист-невозвращенец
Это не первый случай в карьере Десятскова, когда его культурной деятельностью интересуются правоохранительные органы. Как уже писала «Фонтанка», в 2003 году 28-летний Николай Десятсков был задержан сотрудниками 7-го отдела Управления уголовного розыска ГУВД в рамках возбужденного уголовного дела, по которому потерпевшими проходили около 100 человек, лишившихся более 130 тысяч рублей. По версии правоохранительных органов, Десятсков в декабре 2001 – январе 2002 годов завладел денежными средствами, которые собрал на поездку детей, обучающихся в школе N200, якобы для их участия в детском киновидеофестивале на базе отдыха «Нахимовское».
По некоторым данным, в районном отделе народного образования он представлялся как директор детского оздоровительного лагеря, хотя в действительности таковым не являлся. Десятсков обещал родителям, что во время зимних каникул учащиеся этой школы будут иметь возможность самостоятельно снимать в «Нахимовском» сюжеты, монтировать их, а по итогам фестиваля победители получат крупные призы от таких известных компаний, как «Самсунг» и «Кодак». За поездку в «Нахимовское», по данным следствия, Десятсков собрал с родителей учеников по 1300 рублей. Однако поездка так и не состоялась. Следствие по делу продолжалось около двух лет, и в июне 2005 года, когда дело уже было передано в Красносельский федеральный суд, оно было прекращено в связи с примирением сторон и возмещением причиненного вреда потерпевшим (что, как известно, не является реабилитирующими основаниями).
Сам Десятсков в интервью корреспонденту «Фонтанки» тогда утверждал, что никакой он не мошенник, а возбуждение в отношении него уголовного дела – фабрикация, спровоцированная каким-то обиженным родителем. Тем не менее, после публикации «Фонтанки» Десятсков был уволен с поста генерального директора кинофестиваля «Санкт-Петербург». Прежде чем это произошло, основатель фестиваля Рудинштейн говорил:
- Я знаю Николая всего три месяца. Мы тесно общались при подготовке реалити-шоу «English Land». Три месяца я за ним наблюдал. Как говорят в таких случаях, больше ничего хорошего сказать про него не могу. Пока у меня нет оснований впадать в панику. Я звонил в милицию, там сказали, что история с детским фестивалем в «Нахимовском» всплыла по инициативе обиженного родителя. У меня пока претензий к Коле никаких нет.
Когда же мы на днях обратились за комментарием к Марку Григорьевичу о том, как долго и плодотворно поработал на благо кинофестиваля Десятсков, то услышали совсем другое:
- Долго не работал, почти сразу попался. Я же не знал про эту его компанию, которая делала детские фестивали. Только мы провели пресс-конференцию, как на четвертый день мне показали на одном из сайтов информацию про одну из его жульнических историй. Начали её проверять, выяснилось, что она имеет место. Поэтому уже через неделю я приостановил с ним сотрудничество и по кинофестивалю "Санкт-Петербург", и по детскому кинофестивалю, в котором я, пока с ним сотрудничал, тоже принял небольшое участие. Заметил, что он делает там все по принципу какой-то странной бухгалтерии. Насчет подробностей я не в курсе, но почувствовал - что-то тут не то. И я приостановил его работу на нас.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру