Фильм «Клятва» классика китайского кино Чена Кайге с минувшего четверга можно увидеть в Петербурге. В столице киноманы посмотрели его раньше – именно «Клятвой» открылся Московский международный кинофестиваль. Азиатское кино вообще в последние годы заявило о себе как вполне конкурентоспособное среди дорогих и приносящих огромные прибыли блокбастеров.
Фильм «Клятва» ("Wu Ji") классика китайского кино Чена Кайге с минувшего четверга можно увидеть и в Петербурге. В Москве самые активные киноманы могли посмотреть его и раньше – именно «Клятвой» 23 июня открылся Московский международный кинофестиваль (по большинству отзывов – проходящий очень вяло, так что «активных» киноманов там немного).
Азиатское кино в последние годы заявило о себе как вполне конкурентоспособное не только на фоне европейского и американского авторского кинематографа, но и в другой весовой категории – среди дорогих и приносящих огромные прибыли блокбастеров. Во многом, конечно, благодаря Чжану Имоу с его красивейшими притчами «Герой» и «Дом летающих кинжалов» и «Крадущемуся тигру...» Энга Ли. 54-летний Чен Кайге, автор таких известных фильмов, как "Прощай, моя наложница" (пальмовая ветвь в Каннах), «Император и убийца", "Убей меня нежно", "Вместе", "Обещание", решил тоже приложить руку к этому жанру и снять то ли исторический, то ли фэнтезийный эпос под названием «Клятва».
С «дороговизной» в «Клятве» все в порядке – бюджет 45 миллионов долларов говорит сам за себя. А вот с красотой есть вопросы. С одной стороны масштабные массовки и красивейшие пейзажи, характерные для китайских фильмов, присутствуют. А вот компьютерные спецэффекты, похоже, команде Чена Кайге даются даже хуже, чем авторам «Дозоров». Со смыслом также дело обстоит похуже, чем у Имоу.
Образцом данного специфического китайского жанра был и остается все-таки не обласканный Оскарами «Тигр и Дракон» Энга Ли, а «Герой» Имоу, где за красотой кадра, виртуозностью поединка, взрывом страсти стояла спорная, но очень китайская идея – «империя важнее личности». Империя важнее даже императора. В сказке Кайге никакой особой идеи, несмотря на всю её трагичность и нравоучительность, найти не удалось. Возможно, я плохо искал? Возможно, она понятна только китайцам?
Суммируя – Чен Кайге несомненно достоин врученного ему на открытии ММКФ приза за вклад в кинематограф. Его сказка о прекрасной принцессе, обреченной терять своих возлюбленных, очень красивая и очень китайская (недаром на родине этот фильм уже получил бешеную кассу). Можно даже сказать, что она по-китайски невнятная: если вы пробовали читать огромные китайские романы с обилием персонажей, в действиях которых очень быстро начинаешь путаться, то поймете меня. Её определенно стоит посмотреть любителям восточных единоборств и любителям красивых сказок. Если вы принадлежите к этим двум категориям, то вас ждут в кинотеатрах «Мираж-Синема» (там картину Кайге внесли в свою «Линию интеллектуального кино»), «Аврора», «Континент», «ПИК», «Кристалл-Палас», «Балканский», «Меркурий», «Норд», «Лидер», «Новый Рубеж», «Варшавский экспресс», «Синема Парк» и «Художественный». А остальным лучше подождать нового фильма Чжана Имоу «Проклятие золотого цветка».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру