Дело Александра Пуманэ, бывшего офицера-подводника из Петербурга, задержанного в Москве в машине с мощным взрывным устройством, опять на слуху. Сегодня московский суд вынес приговор двум офицерам – старшему дежурному и начальнику отдела Пресненского ОВД, признав их виновными в гибели задержанного Пуманэ после допроса.
Напомним, что 17 сентября 2004 года задержание мужчины в машине с мощным взрывным устройством, припаркованной в центре Москвы, на волне борьбы с террористами было воспринято как явная победа органов. По свидетельству очевидцев, в отдел милиции, куда был доставлен человек, которого затем идентифицировали как Александра Пуманэ, съехались представители всех силовых органов. Что именно происходило в помещениях во время допроса, широкой общественности неизвестно, - но после «общения» задержанный умер в больнице со странным диагнозом. Жена не смогла опознать труп мужа с первой попытки. А тех, кто задерживал и допрашивал Пуманэ, сначала пообещали наградить (очевидно, в ажиотаже борьбы с терроризмом), а затем объявили в розыск (после более тщательного исследования обстоятельств).
30 сентября 2004 года глава управы Пресненского района Москвы заявил, что милиционеров, задерживавших Пуманэ, а также начальника ОВД, где его «допрашивали», наградят ценными подарками.
Однако уже 31 октября в столичной милиции прошла массовая зачистка. Как писали «Новые известия», после коллегии ГУВД Москвы постов лишились начальник управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) ГУВД Москвы полковник Вячеслав Баранов, его заместитель начальник 5-й оперативно-разыскной части (ОРЧ) Антон Гусев и начальник 11-го (антитеррористического) отдела Вячеслав Душенко. Кроме того, Владимир Пронин уволил начальника 83-го отделения милиции Андрея Семигина и его заместителя, а также указал на несоответствие своим должностям начальника ОВД «Пресненский» Игоря Иванькова, начальника следственного управления УВД Центрального округа Игоря Литвинова, замначальника того же УВД по службе криминальной милиции Игоря Зиновьева. Официально о причинах увольнения не сообщалось, но никто не сомневался в том, что это реакция на дело Александра Пуманэ.
Один офицер из этого списка - уже бывший начальник антитеррористического отдела УБОП Вячеслав Душенко – был объявлен прокуратурой Москвы в розыск, через несколько дней Замоскворецкий суд столицы даже выдал санкцию на его арест, - однако 32-летний офицер, незадолго до этого возглавивший в столичном УБОПе «антитерроритсический» отдел «Т», подался в бега. Знающие его люди говрили тогда, что он «почувствовал, что его хотят сделать крайним». Проводилась прокурорская проверка. После допросов первого десятка сотрудников милиции, присутствовавших в ночь с 17 на 18 сентября в 83-м отделении милиции, сообщал Newsru.com, выяснилось, что последним с Пуманэ «общался» майор Душенко. Именно он, судя по показаниям свидетелей, прервав допрос, который вел дознаватель, и заявив: "Сейчас он у меня заговорит!", увел Пуманэ в подвал отделения милиции. Оттуда избитого до полусмерти задержанного забрала "Скорая". На сегодняшний день о дальнейшей судьбе Душенко общественности ничего не известно.
В результате долгого расследования виновными объявили двух милиционеров, их же и наказали: к 2 годам лишения свободы в колонии-поселении приговорен старший дежурный по смене ОВД Пресненского района Москвы Иосиф Смерека. Начальник отдела ОВД Андрей Семигин осужден на два года условно с испытательным сроком четыре года.
Осужденные и их адвокаты заявили, что будут обжаловать приговор, который считают «необоснованным».
*
А между тем в Петербурге и области вовсю идет работа по выяснению причин и возможных последствий появления той самой «начиненной» машины, за рулем которой находился Пуманэ. Речь идет о деятельности т.н. «Финагинской» группировки выходцев из Кингисеппа (райцентр в Ленобласти).
В середине марта в рамках «дела Пуманэ» появился очередной задержанный. Сотрудниками правоохранительных органов задержан житель Петербурга Сергей Иванов. Это однофамилец братьев Ивановых, которые были задержаны по этому делу в январе прошлого года в Кингисеппе.
Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», задержанный проверяется на причастность к изготовлению самодельных взрывных устройств, найденных в Москве в сентябре 2004 года в трех заминированных машинах. По месту жительства Иванова в Выборгском районе Петербурга был проведен обыск. В результате были обнаружены корпуса СВУ, внешний вид которых, по данным сыщиков, аналогичен с ранее обнаруженными в заминированных машинах. Также, в ходе обыска была найдена одна готовая «начинка» для СВУ, состоящая из пластита и электронной схемы на основе радиотракта.
На сегодняшний день Сергей Иванов уже этапирован в Москву и в данный момент находится в одном из изоляторов столицы.
По слухам, Иванов является одним из участников так называемой «группы Сергея Финагина», выходца из Кингисеппа, ныне живущего в Москве.
Задержанных в Кингисеппе братьев Ивановых – Александра и Андрея - рассматривали как соучастников Александра Пуманэ в приготовлении к убийству одного из столичных бизнесменов. Примечательно, что задержанные в январе 2005 года жители Кингисеппа – однофамильцы «нового» подозреваемого. Об одном из братьев – Александре – известно, что он был близок к окружению Сергея Финагина, неформального лидера одной из двух группировок, имеющих интересы в Кингисеппе. С именем Александра Иванова некоторые связывают также незаконную транспортировку оружия и взрывчатых веществ из Прибалтики в Москву в середине 90-х годов. Последнее время перед задержанием Александр Иванов находился в Москве вместе с Сергеем Финагиным. В Кингисеппе у него оставалась семья. Его однофамильца Сергея Иванова также причисляют к группе Финагина.
К деятельности этого бизнес-сообщества, по версии правоохранительных органов, имеют прямое отношение и задержанные осенью прошлого года глава Большелуцкого округа МО «Кингисеппский район» Валентин Лапичев и еще два жителя Кингисеппа (все они вскоре после ареста были этапированы в Москву). Следствие подозревало Лапичева в пособничестве подготовке заказного убийства в Москве (не имеющего никакого отношения к событиям 2004-го года), а другому арестованному - жителю Кингисеппа Игорю Поваренных - вменяли непосредственное исполнение убийства.
Напомним, что 38-летний петербуржец Александр Пуманэ (офицер-подводник), в автомобиле которого были найдены взрывные устройства, был задержан милицией в центре Москвы. Для допроса он был препровожден в 83-е отделение милиции при ОВД Пресненского района, откуда вскоре с тяжелыми телесными повреждениями был доставлен в институт имени Склифосовского, где к утру скончался. Сначала сообщалось, что Пуманэ умер от сердечного приступа, однако позднее выяснилось, что смерть наступила в результате побоев.
Ольга Клюева,
Фонтанка.ру
"Фонтанка" подробно писала о самом "деле Пуманэ" и банде, в которую, предположительно, он входил: