Сайты федеральных органов власти труднодоступны для обычных пользователей, не имеют качественной навигации и плохо обновляются. Таковы выводы исследования, проведенного Институтом развития свободы информации и Агентством социальной информации.
Институт развития свободы информации (ИРСИ) обнародовал результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. Как выяснилось, из 84 существующих структур исполнительной власти официальными сайтами в интернете обзавелись 80. При этом многие действующие сайты остаются «пустышками», предлагая гостям не слишком значимую информацию типа биографии руководителей и банковских реквизитов. Только половина «федеральных» сайтов содержит электронный адрес ведомства и ссылки на вышестоящие органы. Между тем, отсутствие исчерпывающих сведений о работе федерального органа является неисполнением постановления российского правительства от 12 февраля 2003-го года и нарушением прав граждан России на информацию. Но федеральные органы, которые частенько приторговывают данными, которые по закону должны предоставлять совершенно бесплатно, это не останавливает.
Напомним, что в октябре прошлого года Дзержинский районный суд удовлетворил подготовленную ИРСИ жалобу и обязал 7 федеральных органов исполнительной власти открыть свой официальный сайт в интернете и разместить там информацию о своей деятельности. В феврале этого года Красногвардейский районный суд Петербурга удовлетворил еще одну жалобу ИРСИ, на этот раз она касалась Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт). Как выяснили юристы ИРСИ, данное ведомство незаконно занималось торговлей информацией. Вместо того, чтобы бесплатно по запросу граждан предоставлять данные по российским ГОСТам, желающих получить такую информацию направляли в интернет-магазин. Там требуемые данные предлагалось приобрести за деньги. Целиком база данных по ГОСТам продукции, производимой и реализуемой на территории РФ, которыми торговал бывший Госстандарт, оценивалась в 10 тысяч американских долларов. Между тем, все это граждане имели право получать бесплатно.
По результатам мониторинга, который ИРСИ провел совместно с Агентством социальной информации Санкт-Петербурга (АСИ), самыми лучшими с точки зрения развернутости, доступности и актуальности размещенной на них информации оказались сайты Роспатента, ФНС России, МЧС России, МИД России, ФТС России, Минобороны, Росатом, Мининформсвязи, Минэкономразвития. А худшими сайты Росавиации, Россельхознадзора, Росрыболовства, Минюста, РосОЭЗ, ФСО России, Росэнерго.
Выводы проведенного исследования свидетельствуют о том, что сайты федеральных органов очень часто труднодоступны для обычных пользователей, не имеют качественной системы навигации и плохо обновляются. Что касается конкурсов и тендеров, то информация о них на официальных сайтах также далеко не всегда соответствует требованиям закона. По данным исследователей, в большинстве случаев заказчик выкладывает лишь то, что хочет обнародовать – например, сроки подачи документов и их список. При этом состав конкурсной комиссии и результаты ее заседаний часто остаются закрытой информацией.
В этом году ИРСИ совместно с АСИ собирается продолжить мониторинг официальных сайтов, а также исследовать спрос граждан на информацию о деятельности федеральных органов исполнительной власти. Между тем, по мнению научного руководителя АСИ Романа Могилевского, уже сейчас можно сказать, что пока в России спрос на нее не сформирован. «Если люди не знают, чего они могут ожидать от информации, то им она и не нужна», - считает социолог.
*
Институт развития свободы информации – негосударственная некоммерческая организация, занимающаяся изучением правовых теоретических и практических аспектов реализации права граждан и организаций на доступ к информации. Спонсорами ИРСИ являются американский фонд «Тайдс», институт «Открытое общество» (Сорос), а также информационно-правовой консорциум «Кодекс».
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру