Известный петербургский актер Андрей Ургант исполнил в фильме Владимира Бортко небольшую (но очень заметную) роль конферансье Жоржа Бенгальского. Сегодня он - гость "Фонтанки".
Напоминаем, что в планах «Фонтанки» после КАЖДОЙ серии «Мастера и Маргариты» публиковать мнения создателей фильма и артистов по поводу увиденного. 19 декабря мы узнали мнение режиссера фильма Владимира Бортко, 20-го- исполнителя роли Воланда Олега Басилашвили, 21-го у нас в гостях была Маргарита (Анна Ковальчук), 22-го - исполнитель роли Арчибальда Арчибальдовича Николай Буров, 27-го - сам Мастер, Александр Галибин, 28-го - Понтий Пилат в исполнении Кирилла Лаврова. Свои впечатления Вы, читатель, можете высказать на нашем форуме.
- Андрей Львович, смотрите ли вы «Мастера и Маргариту», как вам результаты труда Владимира Бортко и, в том числе, вашего собственного труда?
- Вы знаете, не все смотрю, видел только отдельные серии и эпизоды. Вы же понимаете – новый год близко, и у всех актеров очень горячие дни. Но у меня к роману Булгакова особое отношение, я вообще знаю его наизусть. У меня вот даже есть пластинка, 15 часов звучит, на которой записано, как я читаю роман...
- Это просто для себя? В продаже я такой пластинки не видел...
- Немного для себя, немного в рамках ликвидации общей литературной безграмотности. Едешь, например, в машине, поставил диск с книгой и слушаешь. Она не продается в розничной продаже, видимо, такая политика у сделавшей этот проект компании – только под заказ. Ну, и я всем приходящим в гости дарю. Но я это упомянул просто как показатель моего отношения к роману. Поэтому я не могу быть абсолютно объективен, – у меня есть свое ощущение всех персонажей, которое далеко не во всем совпадает с режиссерской трактовкой Владимира Бортко. Но каждый художник имеет свое право на трактовку. Он молодец, что вернулся к этому проекту. После выхода фильма «Идиот» с прилавков книжных магазинов были сметены книги Достоевского...
- С Булгаковым история повторяется. За последнюю неделю продажи романа выросли в несколько раз.
- Вот видите! Значит, основная культурологическая задача фильма выполнена стопроцентно! А то, что я некоторых персонажей видел иначе - это дело десятое. В конце концов, у меня пока нет четкого впечатления о фильме Бортко, для того, чтобы его получить, нужно будет купить DVD c целым фильмом и спокойно, а не в этой новогодней суете, посмотреть его. А от работы я получил большое удовольствие – пообщаться с такими актерами, поговорить текст Булгакова, это ведь не играть во второсортных сериалах «о нашей жизни», в которых нет ни грамма правды.
- Владимир Бортко сразу пригласил вас на роль Жоржа Бенгальского, или пришлось проходить пробы?
- Пробы я проходил еще в первый раз, когда Бортко собирался снимать «Мастера и Маргариту». Сколько лет назад это было – шесть? А все это время у него в кабинете висели мои фотографии в образе Бенгальского. Долгое получилось ожидание. Может быть я, даже, как кобра, которая переживает свой яд - немного опоздал. Когда мне было 15-20 лет я, как это принято говорить, испытал огромное влияние Булгакова. Я был в восхищении от «Мастера и Маргариты», я был уверен, что ничего лучше вообще в литературе не написано. Все эти годы я так или иначе возвращался к этой теме – в капустниках, в разных постановках. И постепенно выяснялось, что есть книги и не хуже. В моей жизни появился Борхес, Маркес, японцы и так далее, в последовательности появления на литературном горизонте. Я по-прежнему, люблю «Мастера и Маргариту», но того священного трепета при работе уже не было. Тем не менее, я очень благодарен Бортко, что он позвал меня на эту роль.
- Долго ли работали над ролью, обсуждали с Бортко акценты?
- Конечно же, обсуждали. Съемки вообще процесс сложный. На небольшую сцену с моим участием ушло четыре дня. Конечно, это не 3-4 месяца репетиций, как в театре, но с Мастером, Маргаритой, Воландом режиссер работал практически так же серьезно.
- Вы ведь и в своей реальной жизни знакомы с профессией конферансье. Использовали ли какие то «свои» фишки?
- Конферансье? Нет, не сказал бы. Я ведущий, а конферансье это нечто большее, уже практически ушедшая из жизни профессия. Одним из последних был блистательный Борис Брунов. Конферансье - это и куплеты, и стихи, и какие то монологи... Да и герой Булгакова совсем другой человек. Булгаков иронизирует над ним, – грязная манишка, глупые шутки, над которыми никто не смеется... Мне хотелось подать Жоржа Бенгальского немного по-своему. Мне хотелось, чтобы он был смешон, но чтобы его было жалко. Ведь Бенгальский попал в очень сложную и непонятную ситуацию, а на самом деле ничего не украл, никого не убил. За что его так? Жалко. Мне кажется, что у меня получилось, да и Саша Абдулов сыграл в этой сцене жестко.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру