В Санкт-Петербурге и Ленобласти в течение года будет проводиться эксперимент по мобилизации (призыву) принадлежащих гражданам автомобилей на военную службу – постановке на специальный учет в военкоматах. Соответствующую инструкцию Минюст России зарегистрировал 2 декабря.
Всем, кто будет регистрировать автомобиль в ГИБДД, органы автоинспекции должны выдать специальную памятку с указанием адреса военкомата, к которому приписывается «четырехколесный друг». Автовладелец также предупреждается об ответственности за уклонение свой машины от мобилизации.
Засланный джип
Мобилизационная обязанность касается всех граждан и организаций независимо от форм собственности.
«Призыву» подлежат все принадлежащие юридическим лицам автомобили, в том числе легковые, будь то импортный джип или отечественная «Ока». А вот для граждан положена льгота – военному учету подлежат легковые автомобили только повышенной проходимости и только отечественного производства. Владельцы любых иномарок и «Жигулей» могут быть спокойны. Вероятно, чиновники Минобороны, составлявшие списки «призывников», не захотели сталкивать в открытом бою автомобили одной марки. А вот грузовые авто (в том числе «Газели»), автобусы, автокраны, тракторы и мотоциклы тяжелого класса с коляской будут мобилизованы вне зависимости от принадлежности. Также, как и лошади, верблюды, ездовые олени, ослы и ишаки. Молодые животные (до 3-5 лет) от призыва освобождаются.
Для справки: 22 ноября исполнилось 45 лет знаменитому «горбатому» «Запоржцу» (ЗАЗ-965). Он был создан как прототип Fiat-600 по заданию Министерства обороны СССР как автомобиль связи для фронта.
Добавим работы
Учет подлежащих мобилизации транспортных средств (включая ишаков) с 1998 года должны вести военные комиссариаты. Исходя из буквы закона, государственная регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета таких автомобилей должна была также производиться только по согласованию с военными.
Объявленный две недели назад эксперимент будет проводиться в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти, в Республике Башкортостан, Свердловской, Ростовской области, в Красноярском и Краснодарском крае и еще в нескольких субъектах Федерации. Цель – «Определить эффективные способы и методы организации взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и военных комиссариатов при совершении регистрационных действий с принадлежащими гражданам России транспортными средствами, подлежащими учету в военных комиссариатах».
Эксперимент должен проводиться с 1 декабря 2005 года по 1 декабря 2006 года. До конца года ГИБДД и военкомы должны провести целый комплекс всяких мероприятий – формировать группы, научить их писать, разработать методики и так далее.
Реальная работа начнется с 1 января. ГИБДД будет вручать специальную памятку всем, кто подаст заявление на совершение любых действий с транспортными средствами. Отметка о «мобилизационной готовности» будет вноситься в заявление, а все реквизиты автовладельца – передаваться в военный комиссариат. Военкомам отводится пассивная роль – получай списки и веди журнал регистрации «призывников» (тех же верблюдов). Любопытно, что как раз специальные автомобили под новый порядок регистрации не подпадают. В 2006 году не получат никаких памяток владельцы автоцистерн, санитарных и пожарных автомобилей, подвижных авторемонтных мастерских, автокранов и т.д.
Народ и армия – едины
Формально, все эти инструкции совершенно законны. Действительно, обязанность предоставлять свои автомобили в случае войны и вставать на учет предусмотрена Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ». Неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ, на организации – от 100 до 200 МРОТ.
С другой стороны, подобная политика приведет только к очередям на регистрацию автомобилей, а также появлению на рынке новых баз данных со сведения об автовладельцах, – уже из военкоматов.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанка.ру»