Крупнейшая выставка Энди Уорхола открывается в пятницу в Мраморном дворце. Посетители увидят более трехсот произведений из Питтсбургского музея – в том числе хрестоматийные портреты Мао, Мэрилин Монро, Мика Джаггера, натюрморты с супом Сampbell's и с телефонами.
Последняя выставка художника прошла пять лет назад в Эрмитаже. Одним из главных экспонатов был автомобиль BMW, расписанный им в 1979 году. Нынешняя выставка «Энди Уорхол. Художник современности» – самая крупная из всех выставок мастера, что когда-либо проходили в России. К тому же она передвижная – работы Уорхола этой осенью экспонировались в Москве, а после закрытия выставки в Петербурге их перевезут в Самару. Кроме картин и рисунков, в Мраморном дворце будут представлены фотографии и фильмы Уорхола. Хочется отметить, что фильмы художник обычно снимал довольно-таки скучные и длинные, некоторые из них продолжаются по 25 часов.
В экспозиции будут и малоизвестные рисунки, некоторые из которых впервые экспонированы за пределами США. Эти работы доказывают, что Уорхол умел рисовать, причем совсем неплохо, – а ведь многие противники современного искусства обвиняют художников, в том числе и Уорхола, в абсолютной неспособности изобразить что-либо изящное.
«Человек, который сделал себя сам» - Уорхол стал воплощением американской мечты. Анджей Вархола (именно так его звали на самом деле) родился 1928 году в Пенсильвании в семье чешского шахтера-эмигранта. Закончив в Питтсбурге Технологический институт, получил диплом художника-дизайнера. Переехав в Нью-Йорк, Вархола превратился в Уорхола и начал работать художником-оформителем в магазинах модной одежды «Тиффани и К°», а также в журналах «Вог» и «Гламур». Зарабатывал Уорхол неплохо, однако оставался малоизвестным художником – несмотря на то, что «новое искусство» был очень популярно в США.
Слава пришла к художнику, когда ему было уже за 30. В 1962-м году критики заговорили о его натюрморте с супом «Кэмпбеллс». И с того момента Уорхол превратился в сенсацию, став родоначальником поп-арта. Его соратниками и последователями стали Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс...
Уорхол отказался от изящества классического искусства, сумев вывести на новый уровень массовость, дешевизну, поп-культуру. Тем самым он преодолел разрыв между реальной американской жизнью и тем, что люди могли видеть в музеях. «Нужно рисовать то, что меня действительно интересует? Тогда я буду рисовать деньги», – объяснял Уорхол, и был абсолютно прав, потому что был искренним. Не менее искренним был восторг американцев, которые наконец-то увидели в музее изображения гамбургера и кока-колы. Сам Уорхол считал, что нет искусства «высокого» и «низкого». Он объяснял, почему так часто изображал бутылку кока-колы: «Потому что её пьют все — и президент страны, и нищий, который знает, что его кока-кола не хуже, чем у президента».
Мастерская Уорхолла недаром называлась «Фабрика». Художник организовал там настоящее массовое производство картин, причем часто основную работу делали за него единомышленники и ученики. А он лишь ставил свою подпись. Уорхол считал, что картины должны быть одинаковые, чтобы никто не считал, что его картина лучше или хуже, чем у других. Это, кстати, вызвало впоследствии немало проблем. Некоторые владельцы галерей разорились, потому что покупали работы Уорхола за миллионы долларов, а потом экспертиза признавала их «подделками», поскольку их создавал не сам Уорхол, а его ученики.
К перспективам современного искусства Уорхол относился с легким пессимизмом, считая, что оно стало абсолютно беспомощным, находится под сильным влиянием времени и неизбежно идет к концу. В то же время художник был сильно увлечен идеей коммерческого искусства, замечая, что «успех в бизнесе — это самый интересный вид искусства».
Александра Балуева,
Фонтанка.ру