В Петербург приехал «Ленком». Во вторник он начнет гастроли на сцене Выборгского ДК с нового (для петербуржцев) спектакля «Плач Палача». Нас ждут четыре показа этого спектакля, визитная карточка театра «Юнона и Авось» (вместо Николая Караченцева теперь главную роль в истории о любви и странствиях исполняет Дмитрий Певцов), «Все оплачено», а также еще одна петербургская премьера - «Ва банк».
В понедельник артисты, занятые в «Плаче Палача» (Леонид Броневой, Александр Абдулов, Александр Лазарев, Мария Миронова) уже провели на сцене Выборгского ДК прогон спектакля и пообщались с журналистами. На первых порах вместо разговора, правда, получился монолог Леонида Броневого.
«Как Нью-Орлеан затопило «Катрин», так весь мир и Россию затопляет ураганом пошлости и безвкусия. Главным окончательно стали деньги, и хрупкие категории искусства не в силах противостоять такому напору. В Москве остались лишь несколько островков – у Любимова, у Табакова. За счет Марка Захарова держится «Ленком», но мы все сильнее чувствуем, что пространство вокруг становится все меньше. Ноги уже мокрые. Ленинград-Петербург раньше был одним большим островом, но у вас постепенно остаются лишь островки. Гергиев. Додин. Бортко. Шевчук. Кто-то из молодых... Нам нужно объединиться и вместе держаться», - страстно говорил Броневой.
- Не все так плохо, - попытался убедить кто-то из журналистов Леонида Сергеевича. Но у него есть аргументы для подтверждения своих размышлений:
- Вы помните, чтобы в Петербурге когда-нибудь пытались сорвать спектакль? А у нас в прошлом году на «Варваре и Еретике» в ДК Ленсовета такое было... Два человека, явно напившиеся, выкрикивали что-то из зала и мешали. А позже я узнал, что это были два актера одного из петербургских театров. Я уж не знаю, чем было вызвано их поведение. Завистью, что у них никогда не будет таких спектаклей и таких ролей, как у нас? Нет, пространство культуры все меньше. А вы, журналисты, плохо помогаете за него бороться. Вот почему вы не отстояли такой замечательный фильм как "Бандитский Петербург" Бортко? Ведь не одной награды не получил, из заслуженных»
- Но есть же и какая то радость в сегодняшнем мире? – уже осторожно спрашивает другой журналист.
- Радость? - задумчиво говорит Броневой – Радость - понятие неоднозначное. Вот бизнесмен украл - и у него радость....
- А олигарх украл - и у него большая радость - вступает в разговор Александр Абдулов.
- У меня есть настоящая радость. Это работа с нашими молодыми актерами. С Машей Мироновой, с Димой Певцовым, с Сашей Лазаревым и другими. Они учатся у меня, а я стараюсь не отставать от них, - после некоторого раздумья говорит Леонид Сергеевич.
В спектакле «Плач Палача», который во вторник (и еще три дня) будут показывать на сцене Выборгского ДК, Броневой как раз и играет вместе с Лазаревым и Мироновой. «Очень сложный спектакль, и потому нам интересно показать его в Петербурге. Петербург всегда был лакмусовой бумажкой – если спектакль нравится здешнему зрителю, то его ждет долгая жизнь. А «Плач...» шел у нас очень трудно. Даже были близки к отмене спектакля», - рассказывает Абдулов. В пьесе, по словам артистов «Ленкома», Марк Захаров высказал все наболевшее. «Был на этом спектакле один из наших министров. После финального занавеса он спросил у своего окружения – что, в этом театре всё такое остренькое? - говорит Броневой. – А человек рангом побольше министра просто выбежал на улицу, сел в машину и умчался, так ничего и не сказав. Наверное, решил, что это про него... а это ведь совсем не про него».
- ...А может, и про него... - бросает реплику Абдулов.
Кстати, сам Марк Захаров приехать не смог. «Он проходит санаторное лечение, и поскольку он нужен нам здоровым, мы попросили его остаться и долечиться. Захаров все равно рвется, но мы пытаемся его удержать», - рассказывают заместители Марка Анатольевича.
Кроме «Плача ...» Ленком привез нам еще одну петербургскую премьеру – «Ва Банк».
- Вы обязательно должны сходить на этот спектакль. Там просто потрясающе играет Саша Збруев, который, наконец-то, дождался своей большой роли. Я был потрясен, - говорит Абдулов.
- Вы что же, ходите на спектакли друг друга? – удивляются представители прессы.
- Боюсь вас расстроить, но мы ходим не только на спектакли, но и на репетиции. Мы же худсовет. У нас не страшно говорить друг другу об успехах и неудачах – Марк Анатольевич так расставил всех по нишам, что делить нечего, - отвечает Александр.
Хорошо знакомая нам «Юнона и Авось» предстанет в необычном виде – с Дмитрием Певцовым в главной роли. «Это никак не связано с несчастьем, которое случилось с Колей, - объясняет Абдулов. – Ввод в спектакль Дмитрия начался еще до аварии. Просто мы все не молодеем и вырастаем из своих ролей. Я вот уже не могу играть молодых».
Все в Ленкоме признаются, что петербургские гастроли всегда дают театру сил для работы на целый год. А работы предстоит много. «Кукушку» ставит в Ленкоме Александр Морфов. Работа начнется с 1 октября – участвуют Абдулов, Певцов, Броневой... «Нет, нет, я вышел из этого проекта! - услышав свою фамилию, возмущается Леонид Броневой. – Но я не на улицу вышел, я в новый спектакль Марка Захарова вышел».
Абдулов же с нетерпением ждет не только театральной работы, но и премьеры «Мастера и Маргариты». «У меня получилась одна из главных ролей, - рассказывает Александр Абдулов о фильме Владимира Бортко. - Судя по времени, которое Коровин занимает на экране, - так и вовсе главная. Я уже посмотрел почти всю картину и должен вам сказать, что у Бортко получилось. Возможно, потому, что он, как другие, делавшие попытки экранизировать эту книгу, не стал делать своих «Мастера и Маргариту», а поставил совершенно булгаковский фильм. Дело в том, что из этой книги нельзя убирать ничего - это приводит к тому, что всё рассыпается. А Бортко снял от «А» до «Я». Так что, дело не в мистике, а том, что снимать надо уметь».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру