Петербургское такси давно превратилось в роскошь, недоступную для многих горожан. Оказывается, цены на услуги таксистов в городе уже превысили столичные. И даже если власти города примут относительно машин с "шашечками" какие-то судьбоносные решения, цены в такси понизятся совсем чуть-чуть. А вот частники горожан подвозить перестанут.
Помните знаменитую поговорку «Машина – не роскошь, а средство передвижения»? Петербургское такси давно превратилось в ту самую роскошь, недоступную для многих горожан. Сколько из нас, ловя машину на оживленном шоссе, опускали руку при виде подъезжающего такси, да еще и раздраженно махали вслед: проезжай, мол, скорее!
По оценкам самих участников таксомоторного рынка, цены на такси в нашем городе давно переплюнули столичные, и петербургское такси по праву может называться самым дорогим в России.
Принято считать, что подобное положение вещей на автомобильном рынке складывается из-за самовольных действий таксистов, которые до беспредела взвинчивают цены, пользуясь, так сказать, свободной конкуренцией на рынке и тем, что Комитет по транспорту, ранее курировавший этот вид бизнеса, не может диктовать цены коммерсантам. Но таксисты уверяют, что цены на их услуги издавна основывались на бензине: сколько стоил один литр, примерно столько же стоил и километр пути на такси.
Сегодня стоимость одного километра в такси колеблется от 12 до 15 рублей. «И это нормально», - уверил «Фонтанку» директор ООО «Четвертое такси» Виталий Гущин. Ведь для легальной работы в этом бизнесе с соблюдением всех норм и правил необходимо потратить уйму денег. Начинающему бизнесмену придется вложиться в аренду офиса, стоянки – для будущего таксопарка, аренду помещений для ремонта, медицинского кабинета, где дважды в сутки водители до и после рейсов будут проходить медосмотр.
Врача придется отправить на специальные курсы (их стоимость 1000-5000 рублей), где он получит сертификат специалиста «по предрейсовому осмотру». Обучение должны пройти и ремонтники-механики. На курсы по повышению квалификации отправятся и сами водители, чей стаж к моменту набора в таксисты должен насчитывать не менее двух лет.
Кроме того, каждую машину необходимо оснастить таксометром. Это приспособление с контрольно-кассовым аппаратом обойдется в 200-600 долларов за штуку. Простой таксометр стоит дешевле – около 200 долларов. А если машин в вашем автопарке, как, например, в ООО «ПТ-10», две сотни, то отсчитывать километры и время пути таксометры будут за кругленькую сумму, превышающую 100 тысяч долларов.
Ко всему прочему, надо подумать о соблюдении пожарной безопасности и требований ГИБДД. Лицензия на осуществление перевозок стоит 1000 рублей, в 300 рублей обойдется медобследование и техосмотр. Кроме того, необходимо будет окончить специальные десятидневные курсы для таксистов, на которых за 3500 рублей водителя будут учить оказывать первую помощь и заполнять путевые листы. И это тоже небесплатно.
Ну, а после этого далеко не полного перечня необходимых мероприятий можно приступать к легальному «развозу» желающих. Так стоит ли удивляться ценам, которые, по свидетельству самих таксистов, давно отпугнули весь средний класс. Они, кстати, с ностальгией вспоминают время, когда километр проезда стоил десять копеек, а спрос на такси превышал десять тысяч вызовов в день. Теперь же, вздыхают таксисты, в день не набирается и тысячи желающих...
Инициативу на этом рынке давно перехватили «частники», которых дешево и сердито можно поймать практически в любое врем суток на любой дороге. По подсчетам председателя правления Ассоциации таксомоторного транспорта Петербурга Михаила Богдановского, если предположить, что ежедневно в Петербурге на поднятую для голосования руку машины останавливаются более сотни тысяч раз, и каждая поездка стоит не менее двух долларов, то 20 процентов от шести миллионов рублей каждый день минуют налоговые органы. «Мы не против частников,– подчеркнул Богдановский, - тех, кто имеет лицензию и исправно платит налоги, но надо избавляться от тех, кто этого не делает».
По словам председателя Комитета по транспорту Александра Дацюка, в ближайшее время будет создана Межведомственная транспортная комиссия, которая станет контролировать петербургский таксомоторный транспорт. В ЗакСе тем временем рассмотрят проект закона «О перевозке пассажиров таксомоторами индивидуального пользования в Санкт-Петербурге», а проект Распоряжения «О плане мероприятий по развитию легковых таксомоторных перевозок в Петербурге» должен ограничить возможности недобросовестных перевозчиков. Руководитель ООО «ПТ-10» Алексей Шаляпин отметил, что настоящих такси, исправно выполняющих все требования разных инстанций, в Петербурге всего четыре – это «Четвертое такси», «Петровский остров», «Такси Блюз» и само «ПТ-10». Представители такси «068» и «Такси Миллион» не стали спорить с коллегами.
Корреспондента «Фонтанки» в Ассоциации таксомоторного транспорта Петербурга предупредили, чтобы он не удивлялся, если, пользуясь «частниками», он попадет в аварию, когда его будет везти «на лысой резине» водитель в нетрезвом виде. Оказалось, что подобные случаи даже в самих такси – не редкость. Еще четыре года назад в одном из таксопарков Петербурга были выявлено 29 человек, развозивших клиентов в нетрезвом виде. К счастью, теперь таких случаев все меньше. А на работу в таксомотрные предприятия приходят потенциальные клиенты наркологического диспансера. Узнать же правду о состоянии здоровья будущего работника нельзя, поскольку спрашивать медсправку при приеме на работу в такси не положено.
Все таксисты Петербурга готовы улучшить обслуживание населения, упорядочить деятельность по перевозке пассажиров, оборудовать машины специальными «шашечками» с символикой Петербурга, приодеть водителя в специальную форму, но при условии, что с городские власти разберутся с частниками, промышляющими нелегальным извозом.
Однако же, понятно, что как ни убирай с рынка «незаконных частников», сколько не прихорашивай водителей, цены от этого ниже не станут. Точнее, понизятся, да не намного. С этим соглашаются и сами таксисты. Правда, добавляют, что тарифы окупят себя в глазах пассажиров высоким уровнем комфорта, гарантией безопасности и изысканной формой обходительного водителя.
Хотя, наверное, многие бы из нас готовы обойтись без подобных изысков, лишь бы быстро и недорого добраться до места назначения. Просто выбирать нам, видимо, будет не из чего.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру