Туристский сезон подходит к концу, и операторы уже имеют возможность оценить прошедшее лето. Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) провело опрос среди туристических компаний, и вот какие выводы были сделаны.
В целом, этот летний сезон порадовал туристскую индустрию Санкт-Петербурга отсутствием экстраординарных происшествий. Начало обычно горячей туристской поры было омрачено войной в Ираке и эпидемией атипичной пневмонии, что нанесло серьезный удар по ряду направлений. Однако, к счастью, на желании людей отдыхать и на их платежеспособности это не отразилось – турпоток не уменьшился, но несколько перераспределился.
Туроператоры отмечают, что лето в целом можно назвать очень удачным – в первую очередь это касается Турции. Эта страна стала абсолютным летним хитом. По словам генерального директора компании «ТрансБизнесЛайн» Наталии Румянцевой, «история этого летнего сезона очень поучительна. Все помнят его начало – оно было очень тяжелым. Из-за войны в Ираке многие направления пострадали, но Турция первая попала под удар из-за близости к зоне военных действий и того, что эта страна была непосредственно задействована в конфликте, хотя и косвенным образом. На майские праздники из Санкт-Петербурга был выполнен всего один дополнительный рейс со стоянкой, который поделили между собой сразу несколько крупных туроператоров. В прошлые годы в эти даты из Санкт-Петербурга отправлялись одновременно 4-5 самолетов ИЛ-86. В те же годы большинство туроператоров сделали ставку на европейские направления, а многие рейсы в Турцию, запланированные ранее, были отменены. Однако довольно быстро продажи на всех турецких направлениях восстановились, и в целом по сравнению с прошлым годом сезон для Турции оказался намного более удачным. Если в прошлом году в июле, например, билеты в Анталию можно было купить за 50-70 долларов, в этом году даже рейсы в традиционно тяжелые даты имели хорошую загрузку. По нашей компании в течение всего сезона объем бронирования отелей через турецкую компанию ДЕТУР, с которой мы работаем в течение 5 лет, составлял от 100 до 150 человек в день, что для Петербурга является очень значительным объемом».
С ней согласна и Анна Трубицина, исполнительный директор компании «Калипсо – Мир путешествий»: «Турция оттянула на себя туристов с других направлений. Многие знают, что там так же хорошо, а стоит это дешевле. В целом этим летом мы не потеряли ни одного места, но для этого предпринимались определенные усилия, например, реклама и скидки, а Турция легко продавалась и без этого». На данный момент Турция – идеальное место отдыха для россиян: туда не нужна виза, там большой выбор отелей, к тому же страна остается «долларовой» и выглядит очень заманчиво на фоне стран зоны евро.
Помимо Турции петербуржцы активно покупали туры в Грецию. Генеральный директор фирмы «Атлас» Дмитрий Смирнов говорит: «Вместе с партнерами мы подняли второй самолет на Салоники. Многие думали, что это нереально и приведет к демпингу, а в итоге я бы даже сказал, что спрос остался удовлетворен не до конца. К Греции вообще наблюдается рост интереса, учитывая приближающиеся Олимпийские Игры. Северная Греция также становится все более популярной».
Поток туристов в Болгарию был также стабилен. По словам Дмитрия Смирнова, в этом году спрос и предложение были сбалансированы, в отличие от прошлого года, когда рейсы на Болгарию «горели». По мнению туроперароторов, это связано с меньшим количеством самолетов. Этим летом туда летало на два рейса меньше.
Хуже, чем прошлым летом, продавались туры в Италию и Испанию. Даже в августе, когда продажа туров закрывается не позднее, чем за месяц до даты вылета, рейсы уходили с загрузкой 70-75%.
В этом году, в отличие от прошлого, снизился спрос на Азию. Но зато серьезно выросли объемы по элитному отдыху в Европе. Туристы не хотели далеко лететь, к тому же в Европе в этом году очень тепло, там есть хорошая отельная база с высоким уровнем сервиса, так что наблюдалось некоторое перераспределение потоков. Экзотические страны продавались хуже, но очень хорошо «пошла Куба» – Азия и мусульманские страны пугали, и любители экзотики с большей охотой отправлялись на острова Карибского бассейна (Доминикана, Ямайка, Куба, Барбадос).
В целом же картина вполне оптимистичная. Люди все больше путешествуют, туризм становится все более демократичным. Туристы стали намного опытнее, искушеннее и требовательнее – иногда они знают больше, чем сами менеджеры турфирм. Состоятельные люди все больше начинают путешествовать самостоятельно, имея персональные скидки во многих цепочках элитных отелей, и обращаются в турфирму только за билетом. Конечно, в отношении экзотических стран такого не наблюдается, люди все-таки предпочитают приобрести тур в фирме - это более безопасно.
Лето закончилось, впереди - зимний сезон, и прогнозы пока достаточно радужные. Продвигается активный отдых, горнолыжные курорты, даже деловой и конгрессный туризм.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру