Для петербургских почтовиков этот год, так же как и для всего города, особый. 9 июля (по новому стилю) минуло ровно 300-лет со дня получения Петром Первым в новорожденном Петербурге (Петропавловская крепость) первого письма от воеводы Апраксина из Воронежа. Этот исторический факт - первый в ряду событий, предваряющих празднование 300-летнего юбилея почты Санкт-Петербурга.
Как рассказал Александр Павлович Верниковский, генеральный директор УФПС по Петербургу и Ленинградской области, официально почта, как госучреждение, была открыта в городе только после того, как ему в 1712 году был придан официальный статус столицы - то есть в 1714-м. Но регулярное почтовое сообщение начало действовать здесь значительно раньше. Как утверждают сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга, это произошло не позже 1704 года, чему в 1703 году – году основания Северной Пальмиры – предшествовал ряд событий.
Во-первых, началом почтового сообщения с Санкт-Петербургом следует считать получение письма Петром Первым от воеводы Апраксина (из Воронежа) с пометкой «принято с почты в новозастроенной крепости» 28 июня 1703 года (9 июля по новому стилю).
Во-вторых, первым юридическим актом, подтверждающим деятельность государственных чиновников по организации регулярного почтового сообщения Санкт-Петербурга с другими городами России, является распоряжение Посольского приказа «об учреждении в Новгородском, Копорском и Ямском уездах до Санкт-Петербурга ямов». Оно было выпущено осенью 1703 г. и предусматривало устройство между Новгородом и Санкт-Петербургом ямов и 8-ми почтовых станов (станций), один из которых должен был находиться в Санкт-Петербурге. Фактически, речь шла о продлении уже действующего почтового тракта между Москвой и Великим Новгородом.
В-третьих, в этом году был создан и начал работу почтовый стан в Санкт-Петербурге. Это был двор, где стояли (как бы мы теперь сказали, числились на постоянной государственной службе) 6 ладожских казаков, содержащие трех лошадей для курьерской (почтовой) доставки.
По мнению историков, именно налаженную работу стана в начале 1704 года, как следствие регулярных почтовых отправлений, можно считать моментом рождения почтового учреждения в Санкт-Петербурге, осуществляющего регулярную доставку казенной почтовой корреспонденции. Следует учесть, что отправка и получение корреспонденции Петром Первым осуществлялась через специальную курьерскую службу, независимо от места нахождения царя. Сам факт получения и оправки царем корреспонденции не означал создание отделения почтовой связи (стана) в этом месте. Требовалось специальное распоряжение об устройстве ямов на всем протяжении установленного маршрута (почтового тракта) услугами которого на регулярной основе могли пользоваться и другие лица.
Кстати, вспомним о том, что в мифологии Петербурга - точнее, Васильевского острова - красной нитью проходит тема писем, которые царь Петр писал "Василию, на остров". А если Петр письма писал, то должна была быть какая-то служба, которая их доставляла. Логично?
Сейчас сотрудники Государственного исторического архива РФ ведут работы по уточнению соответствующих дат и поиск устанавливающих документов подтверждающих факты. Дело это, как сообщил Верниковский, весьма непростое и кропотливое, но сегодня с полной уверенностью можно сказать, что город и развитие почтовой связи на невских берегах начинались одновременно.
Стася Левина,
Фонтанка.ру