В пятницу в Петербурге всех желающих должны были пускать за кулисы театров. К сожалению, далеко не все храмы Мельпомены пустили в святая святых обычных людей. Из немногих театров, участвовавших в акции, Александринка пустила за кулисы всех желающих, в том числе и корреспондента "Фонтанки".
К сожалению, широко разрекламированная акция «Театр из-за кулис» в самый последний момент оказалась на грани срыва. Поначалу об участии в ней заявили почти 30 петербургских театров. Однако затем театры начали отказываться, точнее – администрации театров просто не подтверждали свое желание пустить зрителей в свои святая святых. Судя по некоторым сведениям, они были напуганы случившимся два дня назад нашествием десятков тысяч людей в городские музеи и уроном, которые эти музеи в результате понесли. Тем не менее, смельчаки все-таки нашлись. Именно благодаря им акция все же состоялась.
Около полудня возле главного входа в Российский государственный академический Театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) собралась пара сотен завзятых театралов и просто зевак. Все они мечтали познать непознанное – оказаться за кулисами театра и хоть краешком глаза увидеть, как рождается чудо спектакля, как проходит репетиция, как работают театральные цеха, пообщаться с актерами и с теми, кто менее известен широкому зрителю – режиссерами, художниками, директорами и администраторами, гримерами, бутафорами, костюмерами.
Однако вышедший к народу сотрудник Александринки сказал, что из обещанной программы будет показано далеко не все. «Поймите, в Петербурге есть только два театра – Александринка и Мариинка. Все остальное – дома культуры. Конечно, вы увидите далеко не все, что вам обещали. Кстати, и обещали-то не мы. Но кое-что вам покажут», - заявил служитель Мельпомены.
Некоторые разочарованные граждане пошли прочь. Однако большинство осталось. И оно не прогадало.
Роль экскурсовода взял на себя заместитель директора Алесандринки по научно-литературной части Александр Чепуров. И еще на улице он рассказал массу интересных подробностей об истории старейшего театра России.
«Эту территорию в XVIII веке называли Заячье болото. Строить здесь каменные дома вообще запрещалось – слишком уж топкой была почва. И тем не менее 31 августа 1832 года именно здесь было открыто здание театра. Кстати, место для него выбрали колдуны-лозоходцы. Сами артисты говорят, что театр стоит на пересечении энергетических полей, поэтому здесь играется особо легко – участники спектаклей как бы парят над зрительным залом.
Свое название театр получил в честь жены Николая Первого, императрицы Александры Федоровны. Кроме того, 31 августа является днем святого Александра Невского и днем ангела первого директора театра Александра Сумарокова. Между прочим, по окончанию строительства архитектор Карл Иванович Росси сказал: «Если в течение двухсот лет это здание рухнет, приказываю выкопать мои останки и повесить на его стропилах». Так вот, наш театр стоит без капитального ремонта уже 170 лет и пока не рушиться», - сказал Чепуров.
В ходе дальнейшей экскурсии выяснилось, что Александринку открыли в честь 20-летия победы над Наполеоном. Поначалу внутреннее убранство выполнили в мирных голубых тонах. Только после смерти Росси в 1849 году внутри появилось воинственное красно-золотое шитье.
В знаменитых флигелях на улице Зодчего Росси вплоть до 1918 года размещали подсобные помещения Александринки. В помещениях нынешней Академии русского балета имени Вагановой, например, находилось театральное училище. Теперь же все хозяйственные службы размещаются в самом театре. Итог – невероятная теснота. Правда, в самом углу площади Островского возле управления Октябрьской железной дороги за 30 миллионов рублей, выделенных министерством культуры РФ, строится здание Малой сцены. Здесь же собираются обустроить хранилище хотя бы для части из 280 тысяч сценических костюмов.
Перед посещением собственно «закулис» Александр Чепуров рассказал о двух александринских приметах. Первая: не ходите под коллонадой Александринки – денег не будет. А вторая – примета чисто актерская: не ходите сквозь Катькин садик – не будет успеха на сцене. Кроме того, директор театра, живший на Зодчего Росси, не имел права пройтись до вверенного ему театра пешком. Для него специально вызывали карету, и уже на ней он подъезжал к главному входу.
И вот по крутой деревянной лестнице мы поднимаемся на сцену, выполненную в виде трехнефного храма и даже оснащенную звонницей. С нее зрительный зал выглядит непривычно маленьким. Зато сама сцена – 30 метров в глубину, 14 – в ширину и 7 – в высоту - поражала своими размерами. Кстати, в середине XIX века она и была самой большой в Европе.
До 1836 года здесь ставили и оперы, и балеты, потом – только драматические спектакли. На этой сцене проходили премьеры крупнейших произведений русской классики и играли все звезды русского театра. Кроме того, в 1915 году в Александринке появился первый в нашей стране электрический режиссерский пульт.
Насчет сцены тоже существовала своя примета: актеры заходили на нее только во время спектаклей и репетиций, в любое другое время они во избежание творческих неприятностей обходили ее по периметру.
Конечно, театр начинается с вешалки, однако создан он для зрителей. С ними тоже связано масса любопытного.
Например, при Николае Первом билет в партер Александринского театра стоил 12 рублей (стоимость 2-3 коров), а на галерку можно было пройти за 30 копеек. Сам император тоже любил бывать в этом зале. Правда, в центральную царскую ложу он в сопровождении свиты заходил только по большим государственным праздникам. В другие дни он в одиночестве сидел в небольшой специальной ложе, задрапированной занавесом и расположенной справа от сцены. Она имела два выхода: один – собственно на сцену, второй, потайной – в Аничков дворец. Во время спектаклей актерам строго-настрого воспрещалось встречаться с царем взглядами. Нарушителям этого правила грозил немалый штраф. Зато по окончанию действа его участники могли свободно пообщаться с главным лицом государства и даже передать ему прошение.
Особое внимание уделялось и прессе. Так, в конце XIX века для журналистов бронировалось до ста мест. Единственное условие: им надо было заранее забрать бесплатный билет.
Заканчивалась краткая экскурсия по знаменитому театру. Прямо при нас рабочие сцены заканчивали установку декораций – вечером здесь давали «Ревизора». С конца июня труппа начнет репетиции пушкинских «Маленьких трагедий». В работе находится пьеса, написанная Андреем Толубеевым. Речь в ней идет о жизни актерской семьи. Автор назвал ее «Александрия»...
Аркадий Орлов
Фонтанка. ру