По статистике, в Санкт-Петербурге около полутора миллионов человек имеют водительские удостоверения. А количество машин в городе - более миллиона. И в этом бурном потоке среди вполне рядовых автомобилей и автомобилистов встречаются и не совсем обычные. В отличие от Запада, где все водители на дороге равны (за исключением полицейских машин, пожарных, службы "911" и т.п.), у нас некоторые автовладельцы "равнее" других.
Принадлежность того или иного водителя к "элитной" касте определить можно по серии номера его автомобиля. И если о введении некоторых новых серий ГИБДД сообщает прямо-таки громогласно (о "прокурорских" например), то о других хранит многозначительное молчание. Строго говоря, де-юре введение "особых" номеров ничем не подкреплено. Де-факто они существуют, и читатели "ТС" вправе знать о них все. Начнем с тех серий, что изначально вводились для обозначения ведомственной принадлежности.
Конторские машины
Серия номеров, первая буква в которых "В". К примеру, В111МК 78 (вместо единиц можете поставить любые другие цифры). Все эти автомобили ведомственные. То есть принадлежат не физическому лицу, а фирме, предприятию или заводу.
Не стоит забывать, что к ведомственным машинам относятся и "скорая помощь", и пожарная охрана, и инкассация. На дороге эти авто имеют (вполне законно) привилегии и оснащены спецсигналами (то есть проблесковыми маяками синего, красного или, в крайнем случае, желтого цвета и сиреной). С включенными сиреной и мигалкой подобные автомобили имеют право нарушать правила.
Также в обычной ведомственной машине может оказаться некий чиновник или директор крупного завода. За небольшие прегрешения водителя такого чиновника инспектор наказывать не станет. Однако права преимущества перед остальными автомобилистами ведомственные машины не имеют.
Ушедшие в прошлое
Серия Машин с аббревиатурой номера "ААА". Например, А111АА 78. Таких машин в городе сейчас не много, но тем не менее такие номера еще встречаются. Эта серия была введена достаточно давно и между инспекторами именуется как "собчаковская". Изначально номера такой серии давались сотрудникам администрации Собчака, а также приближенным к "персоне" лицам. На сегодня эта серия не столь уж привилегированна, как раньше, но инспектора все же относятся к нарушениям таких машин спокойнее, чем к остальным, и штрафуют лишь за серьезные прегрешения.
Номера серии "МММ". М111ММ 78 например. Также "вымирающая" серия. Раньше принадлежала автомобилям внутренних органов. Но, как говорят, в свое время номера этой серии руководство МВД и города начало выдавать направо и налево.
Сейчас эта серия уже не выдается и большую часть своей крутизны растеряла. Однако вполне вероятно, что хозяином этой машины может быть сотрудник милиции и даже УГИБДД. Такой человек всегда сможет доказать инспектору на дороге, что "милиционер, он и когда спит - милиционер" и вообще он на службе.
"Правоохранительные" номера
Перейдем к номерам, которыми снабжаются машины милиции и которые можно встретить в городе. Серии номеров "ООМ 78", "ООМ 47", "ОММ 78", "ОРР 78" и "ОРР 47". Разница в них в том, что серия "ООМ" и "ОММ" принадлежат главку и районным управлениям внутренних дел. Номерами же серии "ОРР" снабжаются машины отделов милиции. Так было задумано изначально. Потом что-то пошло наперекосяк, и теперь можно встретить автомобиль отдела милиции с номером серии "ОММ".
Даже если эта машина и не имеет специальной окраски, она имеет все мыслимые преимущества на дороге. Причем вне зависимости, включены спецсигналы или нет.
Серии "ОБО 78" и "ОБО 47" принадлежат Вневедомственной охране. На дороге имеют те же преимущества, что и милицейские авто. Номера, имеющие буквенную аббревиатуру "ОКО 78". Изначально, когда вводилась эта серия, она предназначалась для автомобилей прокуратуры. Но вот ездят ли на них только прокуроры - не факт. Настораживает, что слишком уж много дорогих иномарок имеют подобные номера. Кроме того, номера такой серии имеют на личных машинах по крайней мере один сотрудник УГИБДД и питерский телеведущий. По слухам, эту серию постигла та же участь, что и серию "МММ". То есть часть номеров была выдана влиятельным людям и "друзьям" ГАИ.
Серия "ООН 78". Не так давно введенная серия. Принадлежит налоговой полиции. В принципе, имеет те же привилегии, что и автомобили прокуратуры. Машины с подобными номерами имеют ряд преимуществ на дороге, поскольку могут расцениваться как оперативные.
Самая нынче знаменитая серия -"ОТТ". Регион может быть как 78, так и 47. Разницы нет никакой. Просто, исчерпав серию 78, ГИБДД стала присваивать своим машинам областные номера.
До недавних пор серия номеров "ОТТ" начиналась не так, как все серии -с 0001ТТ 78, а с номера 0100ТТ 78. И номер этот принадлежал начальнику Управления ГИБДД. Сейчас ситуация изменилась. Выдаются номера и до ста. Причем не только сотрудникам ГИБДД, но вполне штатским людям. Скажем, по некоторым данным, директор радиостанции "Балтика" ездит на машине с номерами серии "ОТТ". По слухам, выдаются "гаишные" номера только с визы полпреда президента в Северо-Западном регионе, а также чиновников еще более высокого ранга.
Автомобили ГИБДД на дороге имеют те же преимущества, что и милицейские.
"Блатные" номера
Самые интересные серии номеров. По слухам, приобрести такие номера можно, лишь имея хорошие отношения с кем-то из руководства Управления ГИБДД.
Что касается этих серий, то чем меньше порядковый номер, тем он имеет больше привилегий. "ООС 78" (на языке гаишников произносится как "Ольга-Ольга-Семен"). Номинально эта серия ничем не отличается от "рядовых". Если бы не одно "но". Машины с такими номерами инспектора останавливают значительно реже остальных и смотрят сквозь пальцы на мелкие нарушения. Как правило, принадлежат эти автомобили "серьезным" людям. В основном бизнесменам и близким "друзьям" ГИБДД. В частности, "Гелендваген" Дмитрия Нагиева, который не так давно у него угнали, имел номера с серией "ООС 78".
Кстати, нередко по радиостанции ГИБДД проходят сообщения, что за совершение тех или иных противоправных действий объявлен в розыск автомобиль с номерами серии "ООС 78".
Серии номеров "ООА 78" и "ОАО 78" были введены после того, как была исчерпана серия "ООС". В принципе, к ним относится все, что было сказано выше о серии "ООС". Эти номера призваны предупреждать рядовых "инспекторов, что сидящий в авто человек "дружен" с кем-то из руководства Управления и за пустяки его останавливать не надо.
"Губернаторские" машины
Автомобили с номерами серии "ООА 47" введены для машин, принадлежащих администрации губернатора Ленинградской области. Многие из машин снабжены сиренами и мигалками. Первые номера, а именно от ОО010А 47 по 0200ОА 47, обладают нешуточными привилегиями на дороге. Скажем, инспектора на дороге их просто не останавливают.
То же самое можно сказать и о серии "000 78". Она введена для отличия машин администрации губернатора Санкт-Петербурга, и, по слухам, без его разрешения получить номер с О001ОО 78 по О300ОО 78 невозможно. С такими машинами инспектора ГИБДД предпочитают не связываться вовсе.
Номера с 300-го и дальше этих серий могут быть установлены на машины либо очень крупных бизнесменов, либо особ, приближенных к власти. Они не имеют столь больших привилегий, но на многие их нарушения инспектора закрывают глаза.
"Ваш Тайный Советник"