В воскресенье на борту знаменитого ледокола "Красин" состоится поднятие Андреевского флага - уже 85 по счету за всю его историю. По этому случаю на борту ледокола накануне прошла научно-практическая конференция.
Легендарное судно было построено в 1916 году и первоначально называлось "Святогор". На протяжении нескольких десятилетий оно было самым мощным арктическим ледоколом в мире. 1918 году "Святогор" был затоплен на фарватере Северной Двины для перекрытия пути кораблям интервентов в Архангельск. После поднятия был уведен в Англию и только в 1921 году вернулся на родину. Принимал участие в спасении экипажа Умберто Нобиле с дирижабля "Италия" и получившего пробоину пассажирского судна "Монте Сервантес". С 70-х годов ледокол участвовал в разведочных экспедициях министерства геологии. В конце 80-ых годов вернулся в Ленинград и стал музеем.
Сейчас ледокол размещается на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Горного института, но уже летом он должен перебраться на Адмиралтейскую набережную. Ледокол станет частью проекта "Триумвират", который готовится к 300-летию города. В рамках этого проекта на Адмиралтейской набережной напротив домов 60-64 планируется разместить часовню "Спаса на водах", подводную лодку "Фокстрот", которую сейчас изготавливают Адмиралтейские верфи, и ледокол "Красин". Такой "триумвират" должен стать своеобразным памятником морякам.
Пока не ясен и статус этого то ли музея, то ли предприятия. В этом году исполняется десять лет с того дня, как Собчак подписал распоряжение о статусе "Красина" как государственного предприятия, а в течение последнего года ледокол является культурным объектом федерального значения при Минфине. Средства же на содержание ледокола до сих пор изымаются из городского бюджета. Только в прошлом году на "Красин" было выделено 1 млн. 800 тыс. рублей. Из федерального бюджета средства не поступают.
Руководители "Красина" теперь вынуждены либо требовать средства из федерального бюджета, либо понижать его статус до объекта городского значения и продолжаться его финансирование за счет бюджета города. Одновременно с этим вопросом планируется решить кадровый. Последние 10 лет бессменным капитаном был Лев Бурак. Но в начале 2002 года его не стало и сегодня рассматривается несколько кандидатур на замещение вакантной должности капитана "Красина".
Памятник «Триумвират» придуман специально для проведения мероприятий, связанных с празднованием 300-летия Морской столицы. Так получилось, что все элементы «Триумвирата» уже изжили себя. Часовня «Спас на водах» находится в плачевном состоянии. Вместе с бывшей дизельной подводной лодкой "Фокстрот" она дожидается реконструкции, временно размещаясь на территории Адмиралтейских верфей.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру