08:19 20.01.2018
МЧС: В Военно-морском институте огонь охватил площадь в 1000 квадратов
Медвежонок Паддингтон прорвался в прокат
«Карелия» отправит слушателей в сказку
Студенты Спивака сыграют шукшинских «чудиков»
В Петербурге покажут сновидения по Кафке
Очевидцы: На Васильевском острове горит здание военно-морского института
США опубликовали программу восстановления экономики Восточной Украины
В ДТП на Будапештской скорой выломали дверь, из неё выпал человек
Жители Центрального района Петербурга проведут ночь в холодных квартирах
Белый дом открестился от заявления Киева о встрече Порошенко и Трампа
Климкин анонсировал личную встречу Порошенко и Трампа
На Московском шоссе – четвёртый погибший пешеход с начала года
Президент Египта объявил о намерении баллотироваться на второй срок
Очевидцы: Лестница на Маршала Жукова рухнула из-за габаритного оборудования для лифтов
Петербуржец, забыв, где припарковался, заявил об угоне, а авто и правда было в розыске
МОК сократил список российских спортсменов, которые могут поехать на Олимпиаду
В ДТП под Омском погибли пять человек
СК возбудил дело об избиении врача скорой в Твери
Судну с комплектующими для С-400 пришлось вернуться в Усть-Лугу
Глава МИД РФ устроил разнос украинским властям
На Кронштадтской заварили лопнувшую трубу
Биткоину спрогнозировали «тотальный коллапс»
Война с погодой в ЦПКиО завершилась заливкой катка
К Новой Голландии хотят построить еще одну переправу
Шатов может уйти в «Локомотив»
Экс-врача сборной США по гимнастике вновь обвинили в домогательстве
Пентагон: РФ и КНР - главные военные противники США
«Фонтанка» за 60 секунд - 15-19 января
Начальник Пушкинского ОМВД снят с должности
В многоэтажке на Маршала Жукова лестница провалилась в подвал
СКА досрочно выиграл регулярный чемпионат КХЛ
Получившая фотографию мертвой внучки петербурженка простила коллектора за 80 тысяч
На «Московской» не нашли взрывчатки
Мощный снегопад накроет Петербург в ночь на субботу
В дома на Крыленко возвращают тепло
«Московскую» закрыли на проверку
СМИ: СКА остается самым богатым клубом в КХЛ
Полицейские уходили из пробки на Литейном и застряли в ней
Зимняя «Гонка Героев» впервые пройдет в Петербурге
Штаб Путина останавливает сбор подписей: полутора миллионов достаточно
В 2017 году установлен новый рекорд по количеству авиапассажиров в мире
БДТ готовит спектакль-сериал с саундтреком из Twin Peaks
Кинопрокатчики отстояли медвежонка Паддингтона
У Лесного проспекта построят 10-этажный отель
Экс-директор Фонда капремонта Ленобласти Пранович отправился под домашний арест
«Транснефть» увеличила экспорт нефти через Усть-Лугу почти на 9%
«Главстрою-СПб» отказали в повышении застройки в Юнтолово до 75 метров
На КАД в выходные частично закроют движение
Итоги недели с Андреем Константиновым: Опасная школа
Комитет по инвестициям: Проблем с размещением животных в океанариуме в Купчино не будет
Российских гандболисток лишили медалей молодежного чемпионата Европы за допинг
"Новочеркасскую" открыли для пассажиров
В Стрельне согласовали новую гостиницу
Неинтересные наркоманам опиоиды с антидотом врачи смогут выписывать страдающим от боли
"Новочеркасскую" закрыли на проверку
Смольный пообещал оснастить все школы города металлодетекторами
Олигарху Керимову разрешили съездить на родину
«Гуманитарное действие» готово протестировать на ВИЧ слушателей «Живой библиотеки»
Авиатрафик Финляндии достиг рекордных показателей
Песков напомнил о «зле в Интернете» после нападений на школы в Перми и Улан-Удэ
Журналистов отогнали от купели, чтобы митрополит, полпред и спикер ЗакСа окунулись в Неву
Чиновники не разрешили строить в Пушкине жилые дома для ученых
Двоюродный брат главы Ленобласти уходит из чиновников в бизнесмены
С «могилы телевизора» в администрации Кировского района исчезли цветы
Красноярские полицейские посмотрели «Движение вверх» вне зависимости от приказа
Необыкновенные палаты для матери и ребенка открыли в Центре Алмазова
«Лаборатория Касперского» потеряла 8% американского рынка
Несложившаяся жизнь и десяток велосипедов вернули петербуржца за решетку
В Ломоносове достроили советский торговый центр
Бизнес

Как верфи Петербурга закупают санкционку

Петербургские судостроители, несмотря на санкции, активно заказывают импортные материалы и комплектующие. Сроки выросли вдвое, но достать необходимое помогают «вторые поставщики». Европейцев, отказывающихся от работы под угрозой контрмер, заменяют на конкурентов из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как верфи Петербурга закупают санкционку
Архив/Петр Ковалев/Интерпресс

Адмиралтейские верфи, которые конце октября оказались под двойными санкциями США (ОСК, в которую они входят, работает под ними с 2014 года), в ноябре заказали себе арматуру из Дании. Судостроители ищут поставщика, который её предварительно купит и доставит в Россию. Как оказалось, в годовом закупочном плане «жемчужины ОСК» с десяток подобных позиций от иностранных компаний, включая французское и американское программное обеспечение, а также немецкие и чешские станки.

Адмиралтейские верфи — ведущее предприятие ОСК и одно из крупнейших в Санкт-Петербурге. Оно в одиночку генерирует почти 1% валового продукта региона. На верфях за всё время их существования построено более 400 подводных лодок и глубоководных аппаратов различных проектов.

Последние годы «Адмиралы» активно занимаются перевооружением российского подводного флота: в октябре 2016 года началось строительство новой серии из шести подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота, ранее была выпущена такая же серия для Черноморского. Достраивается крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин», а также корабли арктической группировки, например патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», с октября идут испытания ледокола «Илья Муромец».

 

Иностранное подспорье

29 января 2018 года США начнут применять новые санкции к 33 компаниям российского ОПК. В их числе и Адмиралтейские верфи. Иностранным организациям не рекомендуется заключать с фигурантами черного списка «значительные сделки» под угрозой наказания от Штатов. Причем караться должны даже завершенные отношения, поставки по которым прошли еще в августе. Размер, при котором сделка будет признана значительной, остается на усмотрение авторов ограничения. Таким образом, дамоклов меч нависает в равной степени над всеми иностранными поставщиками верфей.

Тем не менее 3 ноября Адмиралтейские верфи разместили на портале госзакупок заказ на поставку арматуры (балансировочных клапанов и фитингов под приварку) производства Дании. Стоимость заказа – 3,5 млн рублей. Они должны быть поставлены на завод до II квартала 2019 года, причем в цену входит доставка до предприятия.

На сайте судостроительного завода опубликован весь закупочный план Адмиралтейских верфей на 2017 год. Из него следует, что подобных покупок у них достаточно. Производители товара — компании с мировым именем.

Например, закупаются датские регуляторы температуры – термодатчики Clorius, норвежская водозащитная краска Jotun и немецкая Baryscin, а также грунтовка Hempel’s. Приобретается американское ПО ArcGIS Desktop Basic из семейства геоинформационных программных продуктов компании ESRI стоимостью 550 тысяч рублей. Еще 3 млн рублей в плане отписано на техническую поддержку французской системы автоматизированного проектирования с русским именем Catia от Dassault Systemes.

Закупается и иностранное оборудование. Например, в перечне на закупку фигурируют голландский станок SNE-76 Wortelboer для снятия фасок под сварку за 4,3 млн рублей и немецкие струйные и всасывающие установки компании DV за 30 млн рублей. Компрессорная станция Kaeser DSDX 305 за 8 млн рублей. Окрасочные аппараты Graco Mercur, тахеометр Leica, чешские сверлильные станки BV25B-400 – сразу 5 штук взамен изношенных. А также зарубежные рабочие «аксессуары» — например, за 10,6 млн рублей планируется в 2017 году закупить и внедрить шведские сварочные маски Speedglas с блоком принудительной подачи воздуха Adflo.

Как такие закупки возможны в условиях санкций, «Фонтанке» на верфях комментировать отказались. А в ОСК призвали разделять военное и гражданское кораблестроение.

– Введенные ограничения касаются поставки продукции только для военного кораблестроения, для гражданского санкций нет. В качестве примера можно привести немецкую фирму MAN, которая продолжает поставлять комплектующие для рыбопромысловых судов, – заявили в корпорации.

И утверждают, что в военном кораблестроении потребность в иностранных компонентах сегодня минимальна:

– Это связано с тем, что с 2014 года в России действует программа импортозамещения. В гражданском судостроении объем используемых комплектующих импортного производства зависит от требований заказчика. Если, например, речь идет о корпусе судна – он сегодня изготавливается из отечественного металла, а если мы говорим о двигателях, то заказчики, как правило, просят ставить финские или немецкие – наших аналогов требуемого качества пока просто нет.

Впрочем, как отметил опрошенный «Фонтанкой» представитель одной из петербургских верфей, любые станки можно использовать и в оборонной, и в гражданской промышленности, как и компьютерные программы — разделить это невозможно, и поставщики понимают, что рискуют (как тот же Siemens, который готовил турбины в Тамань, а они оказались в Крыму). Некоторые даже отказываются от поставок в гражданский сектор — на всякий случай.

– Что касается металлического судостроения, корпусные конструкции, корабельные системы — проблем нет, можем делать всё отечественное. Все, что касается оборудования на военных кораблях, — это еще советское. А вот двигатели – проблема. Был период, в самом начале, когда поставки встали из-за санкций, сорвались сроки. Сейчас переходим на отечественные установки. ПАО «Звезда» кипит, как в сталинское время, им в три смены приходится трудиться, – отметил собеседник.

По ряду позиций, например кранам-манипуляторам, удалось найти замену в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но некоторые комплектующие достать сложно даже там:

– Самый проблемный вопрос – электронные кишки систем управления – комплектующие электронной базы и вся микропроцессроная техника. В России аналогов зачастую нет. Если мы ориентируемся на «желтую» сборку, то качество одно, а если берем немецкое-французское-итальянское, то совсем другое.

Еще один опрошенный «Фонтанкой» руководитель одного из оборонных предприятий, который как раз занимается импортной элементной базой, заявил, что импортные компоненты к ним приходят, хоть сроки и выросли вдвое.

– Как мы покупали импортную элементную базу и программное обеспечение и оборудование для испытаний, так и покупаем. Да, оно стало дороже, стали более длинными сроки поставки, но оно есть, – отметил он. – Мы работаем с официальными компаниями, которые называются «второй поставщик». У них есть лицензия от Министерства обороны, и мы имеем право покупать только у них. А как они это привозят — мы не знаем. Мы лишь говорим: «Хотим вот это», а нам отвечают: «Хорошо, но только не через два месяца, как раньше, а через четыре». Мы эти риски закладываем в изготовление продукции, и через 4 месяца нам на стол кладут то, что надо.

Некоторые иностранные компании, чтобы не терять рынок, открыли российские производства.

Лакокрасочные материалы Hempel, которые используют многие верфи, весной прошлого года начали производить в России. Компания открыла завод в Ульяновске и приступила к выпуску покрытий российского производства из отечественных материалов для основных сегментов рынка. Помимо судостроения это нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, инфраструктура, транспортное строительство, энергетика.

– Наш завод и лаборатория в Ульяновске позволяют нам обеспечивать производство проверенных продуктов из глобального ассортимента "Хемпель", а также покрытий, специально адаптированных к потребностям заказчиков и региональным особенностям, – отметила Анна Евдокимова, коммерческий директор ЗАО «Хемпель». – Наши заказчики, заинтересованные в высокоэффективных покрытиях российского производства, теперь могут сделать значительный шаг вперед, выбрав "Хемпель" при реализации политики импортозамещения.

В октябре прошлого года было налажено производство в России и шведских сварочных масок с респираторами Speedglass на заводе в Волоколамске.

Как отмечал на запуске производства директор производственного департамента 3М Россия Александр Черепанов, его компания придерживается стратегии избирательной локализации: "Основная задача волоколамского завода – углубление уровня локализации выпускаемой продукции, расширение перечня предлагаемых решений, произведенных в России из локальных компонентов".

Председатель общероссийского движения поддержки флота, экс-депутат Госдумы РФ Михаил Ненашев рассказал «Фонтанке», что гособоронзаказ будет выполнен Адмиралтейскими верфями, несмотря на провозглашение американских санкций. Сложности будут лишь с гражданским судостроением.

– Будут вопросы по строительству гражданских судов, например 25-мегаваттного ледокола. Но я открою вам секрет: американцы опоздали с новыми санкциями. Все необходимые комплектующие для этого ледокола уже закуплены. По рыбопромысловым судам, которые будут строить Адмиралтейские верфи, могут быть какие-то задержки по срокам, с точки зрения поставки оборудования, которое не производится на территории России, – пояснил он.

Ненашев уверен, что оборудование удастся найти в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где не боятся американских контрмер.

– (Сотрудничество с Россией для них) – это обычный экономический интерес. Власти и предпринимательские круги Востока, как известно, руководствуются только выгодой.

В то же время 100-процентного импортозамещения, по мнению представителя оборонного предприятия, не получится никогда.

– Станки, элементная база, программное обеспечение — не заменить, – резюмировал он. – То, что у нас делается под эгидой импортозамещения, часто получается для галочки и паршивого качества. А западные компании, к сожалению, не открывают заводы по электронным компонентам и по элементной базе – это вам не краски делать, это гораздо сложнее.

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Аэрофлот требует возбуждения уголовного дела в отношении авиадебошира
Аэрофлот намерен добиваться уголовного преследования авиадебошира Владимира Колотыгина, устроившего драку на рейсе из Москвы в Петропавловск-Камчатский.
https://pixabay.com
«Деловые Линии» помогли задержать подозреваемых в кражах на трассе
Сотрудник ГК «Деловые Линии» помог задержать мужчин, предположительно пытавшихся вскрыть грузовик на участке трассы Р-158 Пенза - Саратов. Подозрительный автомобиль задержала полиция.
Setl City
Setl City в 2017 году ввела в эксплуатацию рекордный объем недвижимости
Компания Setl City по итогам 2017 года ввела в эксплуатацию около 1,2 млн кв. м жилой недвижимости. Таким образом, застройщик побил собственный рекорд годичной давности (в 2016 году девелопер стал лидером строительного рынка не только Петербурга и Ленобласти, но и России, сдав около 1 млн кв. м общей площади жилых помещений).