Сейчас

+10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+10˚C

Переменная облачность, Дождь

Ощущается как 9

1 м/с, с-в

756мм

77%

Подробнее

Пробки

1/10

Как авиатор Жуковский определил будущее сантехники

998
ПоделитьсяПоделиться

В эти апрельские дни 106 лет назад в Петербурге проходил 1-й Всероссийский съезд воздухоплавателей. Председателем съезда был избран выдающийся ученый Николай Жуковский. О его гениальных изобретениях, которые предопределили развитие не только авиации, но и сантехники, рассказывает Константин Ранкс.

25 апреля. В эти дни в 1911 году в Петербурге начался 1-ый Всероссийский воздухоплавательный съезд, на котором председательствовал выдающийся ученый Николай Жуковский. 

Сейчас при слове «Жуковский» вспоминают чаще всего аэродром, где проходит российский авиакосмический салон. А вот персона человека, который дал имя этому городу скрывается в тумане времени. Хотя большинство из нас каждый день сталкивается, точнее, берет в руки изделие,  вошедшее в наш обиход благодаря этому великому инженеру, которого называли «Менделеевым аэродинамики».

Николай Жуковский  был тем инженером-физиком, который еще в конце XIX века увлекся идеей расчета законов, влияющих на полет тел тяжелее воздуха. О всех работах Жуковского до 1890 года говорить не будем — но вот в 1891 году он выступил с докладом «О парении птиц», в котором рассказал о своих опытах по изучению крыла птиц, и особенностей его работы в воздушной среде. 

Спустя год он уже докладывал об изучении планера, а в 1895 году отправился в Германию, где уже летал на своих планерах Отто Лилиенталь, и купил один из них, для опытов и создания математической модели его полета. 

Ну а в 1904 году Жуковский математически открывает закон подъемной силы крыла самолета, публикует таблицу профилей крыльев и лопастей винта. И это — когда еще только самолет братьев Райт только отрывался от земли, и за два года до первого полностью управляемого полета француза Сантос-Дюмона. Расчеты Жуковского были открыты для всех, очень скоро его слава распространилась и за пределы России. 

В то время, когда бытовало представление, что «самолет не машина — и его рассчитать нельзя» Жуковский со своими учениками буквально вываливал горы схем, формул, графиков. Его учениками были Туполев, Ветчинкин, Архангельский, Юрьев, Сикорский... После революции по личному распоряжению Ленина, который испытывал восторг от любой техники старый ученый получил не только максимальный бытовой комфорт — но и возможность создать свой аэрогидродинамический институт — ЦАГИ, существующий до сих пор. 

А про быт... да! В конце XIX века в Москве власти замучались латать лопающиеся трубы водопровода. Иногда даже не понимали, где копать, так как в Москве утечка воды может идти вглубь пород, а не выплескиваться наружу. Жуковский стал изучать проблему, и в 1898 году прочел доклад о возникающем в трубопроводе гидравлическом ударе. Дело было в том, что тогда были популярны краны рычажной конструкции, мгновенно перекрывающие поток воды. Его надо было поворачивать очень медленно, но все предпочитали не тянуть... Вот это мгновенное перекрытие и приводило к тому, что в трубах возникала противоволна и рвала их. Жуковский даже научился определять, где копать под землей, что бы найти разрыв, чем нимало удивлял рабочих. 

Что бы не было гидроудара, Жуковский рекомендовал повсеместно внедрять краны, закрывающие поток воды постепенно.  Чем мы с вами и пользуемся.

Все выпуски программы Nota Bene доступны в архиве программ интернет-канала [Фонтанка.Офис]. 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close