Реклама

Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 11

1 м/с, вос

767мм

64%

Подробнее

Пробки

4/10

Реклама

«Городские проекты» указали путь ночным автобусам

1209
ПоделитьсяПоделиться

Привязка к барам и ресторанам в центре, остановки по требованию и огромные петли по спальным районам – «Городские проекты» Варламова и Каца предложили изменить маршруты ночных автобусов в Петербурге.

Ночные автобусы курсируют по Петербургу с 2012 года, однако приносят городу исключительно убытки: себестоимость одной поездки достигает колоссальной суммы в 380 рублей. Петербургское отделение «Городских проектов» разработало два варианта того, как сделать ночной транспорт более популярным среди петербуржцев.

Изначально при запуске ночных автобусов была выбрана нехитрая концепция: маршруты должны полностью дублировать линии метрополитена. Автобус №1М – первую, «красную», автобус №2М – вторую, «синюю», и далее по списку. С 2012 года все изменения в трассировке были техническими – например, 5-й маршрут был продлен после открытия станций «Бухарестская» и «Международная».

Ночные автобусы курсируют в период навигации – с 30 апреля по середину ноября, причем только в выходные и праздничные дни. На время разводки мостов каждый маршрут разделяют на два. И тогда к их номеру добавляется либо буква «а», либо «б»: один, например, ходит только по правому берегу Неву, другой – по левому.

Первоначально частота движения была высокой – через каждые 15 минут. Однако затем перешли на получасовые интервалы. В рейс в среднем выходят 43 автобуса. Но особой популярностью услуга не пользуется: в 2014 году на ночных автобусах прокатились 73 тысячи человек. В 2015-м – 66,4 тысячи.

Цифры будут убийственными, если сравнить их с пассажиропотоком на основных направлениях. Например, популярный дневной маршрут №3, следующий от Театральной площади до «Московской», перевез в 2015 году около 6 миллионов человек.

В итоге ночные автобусы приносят «Пассажиравтотрансу» исключительно убытки, а себестоимость одной поездки достигла в 2015 году 380 рублей. При этом с пассажира предприятие могло получить не более 28 рублей. А со льготников – и того меньше. В принципе, в некоторых случаях Смольному было бы выгоднее выдавать гражданам деньги на поездку на такси. Причем удалось бы существенно сэкономить – особенно с учетом периодических тарифных войн между Uber и «Яндекс.Такси».

Корректировка маршрутов

Петербургский филиал фонда «Городские проекты», основанного блогерами Ильей Варламовым и Максимом Кацем, подготовил умеренный и радикальный вариант переформатирования ночных автобусов.

Умеренный подразумевает корректировку существующих маршрутов, чтобы исключить из них участки, которые не несут никакого транспортного смысла, но удлиняют время поездки. Например, автобус №2 зачем-то делает крюк и подъезжает к станции метро «Купчино», хотя она не работает ночью, а жилых домов там нет. Активисты советуют городу отказаться от этого. Маршрут №3Ма, который в период разводки мостов ходит по Васильевскому острову, петляет в районе Университета, но не захватывает станцию «Спортивная-2» – этот заезд в сторону закрытого ночью вуза предлагается убрать, а метро, наоборот, включить в трассировку: ведь с 1.00 до 3.00 между «Спортивной» и «Адмиралтейской» ходит поезд-челнок.

Маршрут №4М дисциплинированно ездит между всеми станциями метро четвертой линии, которые расположены на левом берегу Невы: от «Площади Александра Невского» – к "Лиговскому проспекту", оттуда – к «Достоевской», затем следуют остановки у «Спасской» и «Адмиралтейской». «Вместо Невского проспекта едет кругом, точки притяжения есть, но нет жилых массивов», – комментируют в «Городских проектах». И предлагают спрямить маршрут по Невскому, а кольцо сделать в районе площади Тургенева. С возможным заездом на «Адмиралтейскую».

Кренделя выписывает автобус №5М, который в центре сначала останавливается у "Обводного канала", потом идет к «Звенигородской», потом к «Садовой». При этом действует транспортный парадокс: на этом автобусе можно из Купчино добраться до Московского вокзала, а в обратном направлении – нет. «Городские проекты» предлагают оставить в прошлом бессмысленные перемещения по Петербургу и пустить 5М по Невскому с захватом главного городского вокзала в обоих направлениях.

ПоделитьсяПоделиться

В случае с 1М предложение иное: общественники указывают, что на юго-западе этот маршрут охватывает только район проспекта Ветеранов, вообще не заезжая в густонаселенные микрорайоны Ленинского проспекта, улицы Маршала Казакова и улицы Доблести. По мнению «Городских проектов», можно разделить эту линию на две: часть автобусов в районе метро «Автово» будут уходить в сторону залива, часть – продолжат курс на проспект Ветеранов. Чтобы не возникало путаницы, номера можно изменить: например, один будет №11, другой – №13.

На севере 1Ма, работающий на время движения судов по Неве, стартует от площади Ленина, которая, как правило, безлюдна по ночам. В «Городских проектах» считают, что кольцо можно перенести в район станции «Спортивная»: в таком случае маршрут будет связан с поездом-челноком и захватит часть Петроградского острова на пути к площади Ленина. Хотя помешать этой идее может тот факт, что Сампсониевский мост, связывающий Финляндский проспект и улицу Куйбышева на Петроградской стороне, иногда может разводиться – по предварительной заявке за 2 суток.

Полное изменение маршрутов

Радикальный вариант предложений от «Городских проектов» – это полное изменение существующей маршрутной сети. Во-первых, как полагают общественники, для повышения привлекательности маршрутов их нужно привязать к ночному челноку между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная».

Благодаря этой привязке пассажиры смогут даже в ночное время добраться из одного конца города в другой, пусть и с двумя пересадками. Сейчас же через «Спортивную» проходит только маршрут №5, через «Адмиралтейскую» – три из пяти (№3, 4 и 5). Хотя полностью проблему с раздробленностью маршрутов это предложение не решит: поезд-челнок ходит только с 1.00 до 3.00, а мосты сводят гораздо позже.

ПоделитьсяПоделиться

Во-вторых, трассы нужно построить по другой логике – из баров, ресторанов и клубов население разъезжается по домам. В центре основные места притяжения сконцентрированы рядом с магистралями вроде Невского, поэтому здесь разветвленная сеть не нужна. А вот в спальных районах, наоборот, нужен максимальный охват, поэтому здесь маршруты лучше построить по принципу петли.

При таком подходе автобус №1М будет по кругу объезжать практически весь юго-запад, 3М через вантовый мост заезжать на правый берег, а 4М добираться до «Спортивной» через Калининский район. Для того, чтобы поездка по столь длинным маршрутам не длилась всю ночь, предлагается сделать остановки только по требованию.

Наконец, «Городские проекты» предлагают изменить нумерацию маршрутов, добавив в начале латинскую букву N – первую букву английского слова night, то есть «ночь». А для указания того, что речь идет об укороченной трассе, действующей на время разводки мостов, использовать не «а» и «б», а цифры. Например, 1 и 3. Тогда вместо №1Ма маршрут будет носить следующее обозначение: N13.

Власти и блогеры

«Городские проекты» намерены передать свои предложения в комитет по транспорту и «Пассажиравтотранс». В комитете коротко заметили, что «изучат их». А вот в транспортном предприятии посчитали нужным прокомментировать идеи активистов.

«Расходы на расширение сети и увеличение пробегов должны быть просчитаны. Желание охватить автобусами районы, где нет метро, вполне объяснимо. Но расширение ночного сообщения в целом возможно за счет перераспределения дневных рейсов, что увеличит интервалы и снизит качество обслуживания пассажиров, либо за счет увеличения бюджетного финансирования», – заметили в «Пассажиравтотрансе».

Есть критические замечания и у пользователей соцсетей, которые уже познакомились с концепцией «Городских проектов». Петербуржец Алексей Алексеев указал, что трассы, предлагаемые в радикальном варианте, не привязаны к конечным станциям, которые специально оборудованы для отдыха водителей и текущего обслуживания автобусов. 

Блогер Егор Павлов считает, что для обозначения маршрутов нужно использовать русскую букву «н», а не латинскую n. «Не для иностранцев же исключительно делаем их», – написал он. А Викентий Лактионов считает, что сейчас нет смысла переформатировать трассы: в августе будет запущено движение по ЗСД на всем протяжении, и схему, по его мнению, придется снова менять.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close