Сейчас

+14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+14˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как 12

3 м/с, зап

769мм

50%

Подробнее

Пробки

3/10

Увидеть Крым и отдохнуть

589
ПоделитьсяПоделиться

Пустынные перед началом сезона пляжи, теплое море, дешевое вино и продукты практически задаром. Это очевидные плюсы Крыма. Бьющая по карману связь, разбитые дороги, советское хамство продавцов. Это безусловные минусы. Корреспондент «Фонтанки» вернулся из отпуска абсолютно счастливым и готов на примере Феодосии и Коктебеля честно рассказать, с чем российский турист может столкнуться в Крыму, а решение «ехать/не ехать» читатели пусть принимают самостоятельно.

«Ну скажи, поедут к нам люди?» – моя знакомая по коктебельскому периоду жизни, владелица жилья у моря и небольшого магазинчика пристально смотрит в глаза. Я медлю с ответом: увиденное на малой родине производит двоякое впечатление. С одной стороны, для российского туриста в Крыму все будет доступно и, как минимум, бюджетно. С другой стороны — многое на воссоединившемся с Россией полуострове выглядит как-то непривычно: от международного роуминга внутри страны (МТС, правда, только что его отменил) до крайне специфичного отношения к клиентам в магазинах, от которого мы уже все-таки успели отвыкнуть.

Если рассматривать только финансовую сторону дела, то нужно стремглав нестись в авиакассы и немедленно посетить специализированные сайты в поисках дешевых билетов — в случае успеха вы сможете отдохнуть весьма необременительно. На постой вас готовы принять начиная от семи-десяти долларов за человека. В мае за эти деньги можно было рассчитывать на жилье со всеми удобствами, но, скажем, в июле, если народ поедет, цены поднимутся.

Клубника в последние майские дни на рынке стоила от 45 до 60 рублей за килограмм, молодой картофель — 36 рублей, цены на зелень стремятся к нулевым, по питерским понятиям, значениям: три рубля за большой пучок. Домашняя колбаса от 90 рублей за кило (настоящая кровяная — с сальцем, чесночком и безо всякой крупы) до 180 (из рубленого мяса), вареная колбаса украинского производства (гораздо более вкусная, чем российская) — 150-200 рублей.

Кстати, украинские продукты с полок никуда не делись, голода в крымских городах и селах нет. Единственно, в супермаркетах бывает трудно купить пакетированный творог и фабричную сметану, а по цене они дороже частной молочной продукции (за пол-литровую банку домашней сметаны, которая на следующий день превращается в аналог маскарпоне, просят 75 рублей, столько же вы заплатите за килограмм домашнего творога, парное молоко — 24 рубля/литр, домашние яйца — 36 рублей десяток, в 180 рублей вам обойдется килограмм свиной или говяжьей мякоти, домашние куры — 120-135 рублей кило).

Подавляющее большинство кафе и ресторанов еще не открылись, обед в приличной столовой (первое, второе, салат, компот и булочка) — 150 рублей. Вино на розлив в фирменных магазинах «Солнечной долины» — от 60 (сухое) до 180 (десертное) рублей за литр. В бутылках процентов на двадцать дороже. Такси по городу — 75-100 рублей, проезд в общественном транспорте — 10 рублей. Коктебельские цены, с учетом пафосного статуса этого курорта, следует умножать на 1,5.

К вышеуказанным несомненным плюсам стоит добавить пустые пляжи и набережные. Еще в прошлом сезоне в это время они бы воспринимались как естественное явление — в мае-июне на юго-восточном побережье всегда пустынно, но сейчас они вселяют в крымчан тревогу: а вдруг злорадные комментарии украинских СМИ о сорванном сезоне воплотятся в реальность. Крайне же немногочисленные отдыхающие, благоразумно приехавшие в Крым во второй половине мая, пребывали в радостном шоке: температура воздуха держалась на уровне 24-27 градусов, море прогрелось до 21 градуса, а вода радовала чистотой и прозрачностью.

Но на этом стоит прервать могущие показаться сказочными описания крымского благоденствия — у отдыха на море в Республике Крым полно подводных камней. Украинские мобильная связь и Интернет не дают забыть о прошлом. И если "яндексовская" карта, на которой Крым по-прежнему принадлежит Незалежной, останется только малозначащей раздражающей деталью, то международный роуминг гораздо более ощутим: например, «мегафонная» минута в Россию или по Украине будет стоить 19 рублей. Перекрытие поставок воды украинскими властями по Северо-Крымскому каналу даже обернулось благом: благодаря героическим усилиям сотрудников Минобороны и МЧС, спешно проложившим новые водоводы, теперь из феодосийских кранов под хорошим напором течет прозрачная и вкусная вода из недр полуострова (правда, с полуночи до шести утра ее отключают, но это можно пережить). Но насколько хватит такой благодати? Не превышаются ли допустимые уровни отбора и не истощатся ли водоносные слои? Что будет с поставками электричества с Украины в случае дальнейшего ухудшения отношений? 

Эти и другие неудобные вопросы феодосийцы от себя гонят. Так, очень немногие готовы обсуждать проблему возможного закрытия порта Феодосии, о котором объявили крымские власти. Полная покорность и доверие «верхам» в решении этого вопроса (а, может, и элементарная позиция «не высовываться — кабы чего не вышло») резко контрастируют с активным участием в кампании по получению российских автомобильных номеров: в Республике Крым сейчас выдают номера с «козырным» 777-м кодом региона, их, по слухам, хватит еще на три недели. Особенно уважающие себя люди стремятся получить «777-е» с индивидуальным номером, также состоящим из трех одинаковых цифр — ведь тогда приходит настоящее счастье. 

Живописные коктебельские улочки увешаны объявлениями о сдаче жилья, в ресторанчиках на набережной слышатся стук молотков и визжание дрели, местные жители одаривают вас взглядами, исполненными надежды и тигриной зоркости, — чувствуется, что люди очень, очень соскучились по деньгам. «Морские прогулки! Алые паруса! Триста рублей!» – старается зазывала у причала и добавляет для пущей убедительности: «С первого июня будет пятьсот!». Выбор невелик – в закрытой кассе портопункта висит объявление: «Рейсовых линий нет. Вообще, нигде, абсолютно никуда». Но нужно же как-то монетизировать обостренное стремление гостей Крыма к романтике – и вот уже у соседнего пирса дожидается пассажиров парусник с заезженным гриновским атрибутом. Кстати, по сравнению с минувшим десятилетием, коктебельская набережная стала гораздо более открытой со стороны моря — многочисленные шалманы, уничтожавшие роскошный вид, были снесены. А вот курортная часть Феодосии все так же заставлена торговыми рядами, придающими ей неряшливый вид.

Не стоит забывать, что двадцатидвухлетнее пребывание Крыма в статусе пасынка у нелюбимой мачехи не прошло даром: дороги здесь разбиты, некогда роскошные фасады дореволюционных особняков осыпались, а на общественно-торговых площадках царят нравы девяностых. Вам будут навязчиво тыкать на рынке, а магазинные кассирши прокричат: «Двигайте продукты! Лента не работает!» Забудьте про щепетильных хозяек касс из петербургских гипермаркетов, которые достанут из целлофанового пакетика мелкий товар, пробьют его и аккуратно упакуют обратно: в Феодосии никто не сделает ничего подобного, а, напротив, швырнут товар и примут такой недовольный вид, что вы сами, уподобляясь в поведении собеседнице за прилавком, произнесете заветную фразу про то, в какое место крымчане должны поцеловать россиян за освобождение от бандеровского ига.

Эту вашу реплику воспримут с пониманием. Крым настолько переполнен российскими символами, что сомнений не остается: местные жители хватаются за большую страну, что есть сил. Новости из восточных областей Украины, а особенно кадры с обстрелянными больницами и школами, очень тяжело воспринимаются на недавней украинской территории и все больше убеждают крымчан, что «если бы не Путин», то их землю ждала бы еще более ужасная участь. Публично усомниться в правильности решения воссоединить Крым с Россией могут себе позволить редкие смельчаки, не боящиеся подвергнуться остракизму прямо здесь, в очереди. Впрочем, это все не проблемы человека, приехавшего на отдых в Крым, — если его не будет раздражать некоторая нервозность, разлитая в целебном крымском воздухе.

Мой личный отпуск в Крыму оказался упоительным, а обратный путь не смогли испортить ни древний рейсовый автобус краснодарского направления, ни трехчасовое ожидание на пароме (путешественникам, следовавшим во встречном направлении, пришлось хуже: к двухкилометровой очереди автомобилей на переправу добавилась колонна автобусов с чеченскими детьми, следующими на отдых в Крым). А железнодорожники и вовсе преподнесли сюрприз — не успел я расположиться на своем месте в вагоне, как меня в полдвенадцатого ночи навестил начальник поезда, поприветствовал в фирменном составе «Северная Пальмира», поблагодарил за внимание «Фонтанки» к железнодорожному ведомству и разъяснил мне мои ошибки. Оказывается, действительно, при получении билета на фирменном бланке, предыдущая электронная регистрация аннулируется, а сам состав № 35/36 Санкт-Петербург — Адлер не является «премиумом».

«Нам до «премиума» далеко! Мы обыкновенный фирменный поезд! Хотите, я вам магнитную карту от купе дам?» -  доверительно обратился ко мне начальник. Я отказался от такой привилегии, но с радостью отмечаю, что в этот раз поездка была исключительно приятной: проводник Татьяна содержала вагон в исключительной чистоте, всячески заботилась о взрослых пассажирах и старалась развлечь маленьких путешественников, а на остановках поведала мне не только о понятных трудностях работы проводника, но и многочисленных плюсах работы в РЖД, социальной защищенности сотрудников и т.д. Впечатления показухи у меня не возникло: на перрон Московского вокзала я вышел даже с неохотой — тем более, что после высокого крымского неба, напоенного ароматом роз, надо мной в первое летнее утро нависали привычная серость и +13.  

И напоследок о цене вопроса и затраченном времени: читатели «Фонтанки» пеняли на отсутствие конкретных цифр. Итак, моя дорога в Крым началась 16 мая в 19.01, в Феодосию я прибыл через день в 14.40. Билет в купейный вагон обошелся в 6 651 рубль 50 копеек, проезд в автобусе из Краснодара в Феодосию — 1132.50 с учетом багажа и парома. В обратный путь я отправился на краснодарском автобусе 30 мая в 9.20 (843 рубля), в Петербург приехал 1 июня в 7.40, билет на поезд стоил 6399.50. Проживание и питание — бесплатно: отчий дом все-таки.

PS. И еще один совет, который значительно облегчит вашу курортную жизнь в Крыму. На полуострове полная беда в банкоматами, поэтому нужно брать с собой наличные. Но самое главное — мелочь. Возьмите ее с собой побольше: монеты в дефиците, торговцы на рынке их  вожделеют, а вам не придется покупать товара больше — до ближайшей «целой» стоимости. Я даже не говорю о «десяточках», они просто обожаемы, да и в транспорте без них беда. Но и рубль, и два, и пять в Крыму деньги.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close