Сейчас

+23˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+23˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 24

2 м/с, зап

752мм

69%

Подробнее

Пробки

2/10

«Дело 12»: экстремисты, но не наказывать

1018
ПоделитьсяПоделиться

В Петербурге завершился политический процесс местного масштаба – «Дело 12». Выборгский районный суд признал экстремистами членов регионального отделения незарегистрированной партии «Другая Россия», в том числе Андрея Дмитриева, лидера оппозиционеров, и назначил им штрафы от 150 до 200 тысяч рублей. Однако из-за того, что у каждого из обвиняемых истек срок давности уголовного преследования, от денежного наказания они были освобождены. Главное последствие - теперь осужденные не смогут выступать организаторами митингов.

Суд также аннулировал подписки о невыезде, которые ограничивали в передвижениях каждого из подсудимых. Впервые за восемь месяцев активисты смогут покинуть пределы города.

После оглашения приговора другороссы сорвались со своих мест и кинулись друг друга поздравлять, бросая фразы «вот это неожиданно», «кто бы мог подумать, что судья не назначит наказания». Когда эмоции утихли и нужно было давать комментарии журналистам, оппозиционеры и их адвокаты заявили, что итогом недовольны и намерены подать апелляцию в городской суд.

Андрей Дмитриев сделал акцент на то, что, несмотря на  отсутствие наказания, виновными в экстремизме их признали. «Нас это не устраивает, мы будем добиваться оправдания», - заметил другоросс. Жалобу в городской суд обещают подать в первый рабочий день после новогодних каникул. Как заметил оппозиционер, нужно попытаться испробовать все способы, чтобы добиться оправдания, потому что «борцы с экстремизмом начнут такие дела заводить пачками по всей стране в отношении членов разных оппозиционных организаций».

Маски-шоу

Зачитывать приговор судья должен был начать ровно в полдень, однако приступил к этому с опозданием ровно на час. Вероятно, это было связано с беспрецедентными мерами безопасности. Вход в здание суда охраняли два сотрудника спецназа. В коридоре, который вел к залу заседаний, у обеих стен стояло по десятку сотрудников правоохранительных органов в масках. Подсудимых, адвокатов и зрителей тщательно досматривали. С таким скрупулезным обыском журналисты, которые регулярно освещали процесс, не сталкивались ни разу.

Итоговое заседание могло и вовсе пройти без присутствия прессы в зале. Приставы пропустили четырех представителей СМИ, остальным преградили путь и попросили покинуть здание суда. Обвиняемые, которые к тому времени уже были внутри, заметили, что судья решил ограничиться лишь несколькими пишущими и снимающими.

Другоросс Андрей Дмитриев, как стало известно «Фонтанке», попросил передать председательствующему в процессе через помощника: если в зал заседаний не впустят всех тех журналистов, которые остались стоять на улице, то это сможет послужить основанием для отмены приговора. Прислушался ли судья к словам оппозиционера или руководствовался другими соображениями, но тем не менее представителям СМИ открыли доступ в зал.

Чтение вслух

С первых слов приговора присутствующим стало понятно, что их ждет малоувлекательное времяпрепровождение. Некоторые даже вполголоса заметили, что «все это они читали в обвинительном заключении». Поначалу подсудимые и зрители еще пытались концентрировать внимание на перечислении проступков, за которые обвиняемым назначили административное наказание, но вскоре (в том числе потому, что судья крайне тихо читал приговор, порой было не разобрать слов) каждый начал заниматься своим делом.

Сперва еле слышно, а потом уже все громче и громче стал доноситься откровенный храп. В результате журналистского расследования выяснилось, что заснул подсудимый - Равиль Баширов. Андрей Дмитриев ткнул пальцем коллегу, тот проснулся, но ненадолго. Вскоре он снова погрузился в сладостный мир сновидений, и лидеру петербургских другороссов пришлось повторить процедуру.

Сонная фея в течение нескольких часов гуляла по рядам. За Башировым захрапел обвиняемый Роман Хренов. «Это выражает их отношение к липовому процессу», - написала в микроблоге жена подсудимого Андрея Песоцкого. Затем настал черед журналистов, которые, впрочем, отдыхали беззвучно. Бодрствующие же залезли в телефоны и планшеты, чтобы поболтать в "Твиттере". Сначала поупражнялись в остроумии о тех, кто спит. После переключились на тихоговорящего судью. В голос хихикнули, прочитав твит «Всем спать! Суд идет!». Приставы оказались толерантными и на нарушение порядка не отреагировали. Одного из них зрители даже заподозрили в том, что он сам спит, но выяснить наверняка это не удалось –его лицо было прикрыто рукой.

Путин и дети

К двум часам дня в Интернете появилась новость о том, что президент Владимир Путин подписал «закон Димы Яковлева». Присутствующие стали передавать ее соседям. Началось обсуждение. Одни были уверены, что глава государства подпишет документ, другие оказались разочарованы.

Все это время судья читал приговор, о чем собравшиеся чуть не забыли, и даже удивленно замолчали, когда Динар Идрисов, активист «Группы помощи задержанным», встал и попросил судью оглашать его погромче. Оказалось, что кто-то пытается внимать.

- Ваша честь, у нас суд не только открытый, но еще и гласный, - начал объяснять Идрисов.
- У меня нет мегафона, а кричать я не буду, - ответил судья, но продолжил оглашение приговора на полтона громче.

Волонтер «Группы помощи задержанным» взбодрил присутствующих еще раз, когда попытался сфотографировать представителя прокуратуры. Два спецназовца в масках зачем-то схватили активиста за шею, придавили его к спинке скамьи и попросили прекратить снимать. Их требование было законным: еще до оглашения приговора судья попросил не запечатлевать приставов и работницу прокуратуры.

Без кофе и без брейка

Когда пошел третий час чтения, зрители начали успокаивать урчащие животы. Они с мольбой смотрели в сторону судьи, надеясь, что тот назначит перерыв и можно будет добежать до ближайшего магазина.  Судья не слышал голодных мыслей, которые летали по залу. Тогда адвокат Сергей Голубок взял инициативу в свои руки и прервал судью.

Защитник одного из подсудимых попросил кофе-брейк, но председательствующий отказал. При этом заметил, что «никого здесь не держит», поэтому те, кто хочет, может выйти. Желающих не нашлось – приставы сказали, что обратно вышедших не впустят.

Приговор

На словах «Суд постановил» все встали. Судья сообщил, что вина подсудимых доказана. Они признаны виновными. Андрею Дмитриеву, Алексею Марочкину, Андрею Песоцкому, которым вменили статью 282.2, часть 1, УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации», назначили штраф в размере 200 тысяч рублей каждому.

Остальным (Андрею Милюку, Равилю Баширову, Роману Хренову, Александру Яшину), которых осудили по статье 282.2, часть 2, «Участие в деятельности экстремистской организации», назначили штраф в размере 150 тысяч рублей.

Между тем судья сообщил, что исключил из дела эпизоды административных правонарушений, которые совершены другороссами в 2010 и 2011 годах. Срок давности «административок», что были совершены нацболами ранее, истек, поэтому от наказания все освобождены.

Адвокат Глеб Лаврентьев заметил, что не ожидал, что наказание снимут. По его словам, теперь необходимо добиваться освобождения от уголовной отвественности. «Если не обжалуем, то они будут признаны судимыми», - сказал Лаврентьев. В этом случае, к примеру, другороссы не смогут быть организаторами публичных акций. Это им запрещает новый закон о митингах.  Не исключено, кстати, считают наблюдатели, что именно ради того, чтобы отрезать другороссов от организации митингов, процесс и затеяли.

Лидер петербургских другороссов заметил, что «уверовал в осторожную смелость судьи». «Судья, безусловно, в ходе процесса все понял, - сказал другоросс. - Мы по полочкам разобрали, что такое «Другая Россия», НБП и национал-большевизм. Он понял, что то, в чем нас обвиняют, бред. Не продолжали мы деятельность НБП. Но теперь перед ним вставала дилемма, как перед мудрым судьей. Если он выносит оправдательный приговор, то для судьи это плохо. У нас не выносят судьи оправдательные приговоры. Это создаст ему проблемы в будущем, а он умудренный человек, и ему не нужны проблемы с начальством. С другой стороны, понимает, что обвинение дубовое, и хочет минимизировать для нас последствия приговора. И он их минимизировал как в материальном ключе, убрав штрафы, так и в политическом. Таких судей очень мало».

Напомним, что изначально на скамье подсудимых было 12 человек, что послужило причиной именовать процесс «делом 12». Слушаться дело в отношении петербургских другороссов начало 24 апреля этого года. Андрея Дмитриева, Андрея Песоцкого и Алексея Марочкина обвиняли в организации деятельности экстремистской организации (статья 282.2, часть 1, УК РФ).

Александра Яшина, Олега Петрова, Игоря Бойкова, Равиля Баширова, Алексея Зенцова, Владислава Ивахника, Романа Хренова, Вадима Мамедова, Андрея Милюка обвиняли по части 2 статьи 282.2 Уголовного кодекса России - участие в деятельности экстремистской организации. Материалы в отношении еще одного фигуранта, Сергея Порохового, выделены в отдельное производство в связи с тем, что он бежал в Финляндию. К завершению процесса в деле остались только семь человек – Дмитриев, Песоцкий, Марочкин, Баширов, Милюк, Хренов и Яшин. Уголовное дело в отношении остальных прекращено за истечением срока давности.

Гособвинение просило 250 и 180 тысяч штрафа для обвиняемых в организации и участии в экстремистской организации соответственно.

Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close