Сейчас

+22˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+22˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

2 м/с, южн

761мм

35%

Подробнее

Пробки

3/10

Блокада памяти

1310
ПоделитьсяПоделиться

71 год назад началась блокада Ленинграда. 872 дня. 125 граммов хлеба в сутки. 1,5 миллиона умерших от голода. Родина-мать на Пискаревском. Ольга Берггольц. Таня Савичева. Все эти имена и цифры знакомы из школьных учебников. Редакция "Фонтанки" попыталась осмыслить, что лично мы - сегодняшние внуки - можем рассказать их правнукам о том, почему наш город стал Героем.

Андрей Константинов, генеральный директор АЖУР:

- Одна из самых страшных историй о блокаде для меня - рассказ одного сотрудника милиции. Они с товарищем должны были задержать бандита, живущего на соседней улице. Туда они шли полдня, поскольку были совсем ослабевшие. Потом пару часов поднимались по лестнице. Дверь в квартиру была незаперта. Они зашли и увидели спящего здоровым сном здорового бандита. Он хорошо выглядел… И они его застрелили спящим, потому что поняли, что просто не смогли бы его задержать.

Лев Годованник, начальник службы расследований АЖУР:

- Дед рассказывал. Начался обстрел, и он поднял руки, чтобы надвинуть поглубже на голову ушанку. В этот момент осколок снаряда разорвал ему левую подмышечную впадину. В госпитале сказали потом, что, не поправь он тогда шапку, осколок запросто оторвал бы ему руку.

Игорь Шушарин, начальник архивно-аналитической службы АЖУР:

- У меня бабушка (по материнской линии) блокадницей была.Двадцатилетней, по сути - совсем девчонкой, в ПВО служила. К сожалению, бабушка ушла из жизни, когда мне исполнилось всего десять, так что ничего из той ее блокадной жизни я впитать не успел… Теперь вот, добираю, чужими судьбами-воспоминаниями, авторским голосом других, неведомых мне людей. Мы в «Красном матросе», по мере сил, стараемся собирать по крупицам голос народа – в письмах ли, в обрывках воспоминаний ли… Вот, из самой последней находки – купленное на «блошке» буквально в эти выходные письмо к отцу двенадцатилетней ленинградской девочки из эвакуации (Алма-Ата, октябрь 1942 года). Там есть такая строчка: "…Из Ленинграда получили письмо от тети Люды; "пишИт", что у них во дворе есть грядка, а на окошке зреет 1 огурец"…Я когда представляю себе этот, "вызревающий на окошке" огурец, у меня… У меня буквально сердце разрывается, когда я об этом думаю.

Кира Обухова, журналист интернет-газеты "Фонтанка.ру":

- Мои родные блокаду очень не любили вспоминать. Знаю, что жили мы перед войной на 23-й линии. Дом в 43-м году разбомбили и переселили нас на проспект Маклина, в квартиру погибшего на Ладоге шофера. Про него знаю, что фамилия была Ломов, и остались от него на память три иконы 19 века - их уже в 60-е мама передала в Никольский собор. Вторая бабушка, по отцу, старалась вобще не вспоминать о блокаде. Из глухих семейных преданий знаю, что у отца был младший брат, родившийся в мае 41-го года, и когда стало понятно, что двух детей не спасти, было принято решение кормить только одного. Отец выжил.

На момент начала войны папе было 5 лет, потом, не понимая самого себя, вспоминал немцев, работавших на стройках в разрушенном Ленинграде: "Они были такие голодные, их было очень жалко, и  мы, мальчишки, делились с ними хлебом - сами всегда хотели есть, но все равно - они смотрели умоляющими глазами и было не отказать".

Разумеется, упоминали вскользь и столярный клей, из которого варили суп, и о случаях людоедства, и о том, что у одной из моих бабушек в Блокаду выпали все волосы, и о цинге, и о спекулянтах. В семье чудом сумели сохранить несколько фарфоровых фигурок 19 века, оставшихся в наследство. Но именно вскользь, только хлеб никогда не выбрасывали, даже зачерствевший. И очень хорошо помнили разгром музея Блокады в Соляном переулке. Отец из принципа потом никогда не ходил в музей Истории и обороны Ленинграда, считая его подделкой.

Лев Лурье, историк, телеведущий:

- У менять мать - блокадница. Однажды из Смольного района она шла на Каменный остров. Было очень холодно, темно, дороги не видно - все было занесено снегом. Брела по тропинке, ориентируясь по спинам впереди идущих. Но вскоре остановилась, не понимая, куда идти. Все люди перед ней упали. И умерли.

Михаил Сапего, поэт, издатель:

- Ко мне попала тетрадка воспоминаний полуграмотной себежской крестьянки Татьяны Сергеевны Михайловой. Оставив свою мать со своим грудным ребенком в Саблине, дочь Михайловой поехала в Ленинград по делам. В это время немцы окружили город, и она не смогла вернуться обратно. Вот запись из дневника Татьяны Михайловой: "Малинкий ребенак нечем стала карьмить. Только одна вода паила с соски и жил двадцать дней голодной". Младенец умер.

На видео молодые петербуржцы рассказывают о том, что знают о блокаде Ленинграда.

Илья Трусов

Блокада Лениграда в цифрах - на инфографике "Фонтанки".

Кирилл Григошин
ПоделитьсяПоделиться

872 дня длилась осада Ленинграда. По разным данным, блокада  унесла жизни от 300 тысяч до полутора миллионов человек. Из них только три процента погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные - от голода.

Мы помним. И смеем надеяться, что вы, уважаемые читатели "Фонтанки", также будете помнить. Помнить и думать.

"Фонтанка.ру"

Кирилл Григошин

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close