Реклама

Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как 4

2 м/с, с-з

756мм

89%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Правозащитники ответят за дружбу с Госдепом

351
ПоделитьсяПоделиться

Российский парламент намерен ещё до ухода на каникулы рассмотреть новую скороспелую инициативу депутатов-единороссов: о внесении изменений в законы, касающиеся некоммерческих организаций. Если поправки будут приняты, а в этом мало кто сомневается, то правозащитники, получающие финансирование из-за рубежа, получат статус "иностранных агентов". Не пожелавших афишировать связь с Госдепом накажут: штрафом от 300 тысяч до трёх лет колонии. Один из авторов предложения  – депутат Александр Сидякин, участвовавший в создании закона о митингах.

Одни эксперты уже назвали новый законопроект реакцией России на "список Магнитского". Другие связывают его с продолжением реакции властей на внутрироссийское протестное движение. Сходятся эксперты в том, что это – реакция.

Авторы нового закона, как и в случае со штрафами на митингах, уверяют, что их проект прекрасен уже тем, что практически повторяет западные нормы, в частности – штатовские.

- Видимо, авторы этого проекта начитались законов, которые Америка принимала в 32-м году, - полагает исполнительный директор Московской Хельсинкской группы Нина Таганкина. – Но там их принимали по своим причинам, и законы эти давно отменены. А у нас, получается, к ним возвращаются, то есть вместо прогресса делают такой вот регресс.

Название у законопроекта труднопроизносимое: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". Но смысл несложный.

Под действие нового закона должны попасть некоммерческие организации (НКО), получающие "денежные средства и иное имущество из иностранных источников". Неважно, из каких именно источников – от госструктур или частных лиц, предусмотрен даже вариант с российскими посредниками-коммерсантами. Все получатели западных "субсидий" обязаны подать заявку на присвоение им статуса "иностранных агентов". Все "агенты" будут внесены в реестр.

Согласно предложенным поправкам, "иностранные агенты" обязаны ежеквартально отчитываться о том, сколько денег получают, из каких источников, как и на что тратят. Ежегодно представлять "в уполномоченный орган" исполнительной власти аудиторское заключение о своей деятельности. Раз в год их будут посещать с плановыми проверками, но в проекте предусмотрено столько оснований для проверок внеплановых, что скучать нашим НКО с иностранными друзьями точно не придётся.

- В 2011 году в течение полугода наши сотрудники были заняты только одним: подготовкой отчётов, - рассказала "Фонтанке" Нина Таганкина. – Было столько придирок, это явно было установкой на то, чтобы затормозить нашу работу. Требовали сосчитать каждую съеденную во время кофе-брейков печенюшку…

Вероятно, предполагается, что после вступления в силу предложенного единоросами закона у правозащитников поубавится как времени, так и сил.

Куда станет поступать собранная с "иностранных агентов" информация? Да туда, куда вы и подумали: в "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В Петербурге такой орган находится на Литейном, 4, в Москве – на Лубянке. Если "орган" сочтёт, что ему дали неполную или недостоверную информацию, то наступят чрезвычайно неприятные для НКО последствия: от приостановки деятельности – до 3-летнего заключения для главы организации, есть вариант со штрафом в 300 тысяч. Для этого законопроект предусматривает внесение поправок в КоАП, в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Верховный суд уже дал положительный отзыв по поводу этих изменений.

Под закон в том виде, в каком его предлагают парламентарии, могла бы попасть даже Русская православная церковь, потому что после объединения с РПЦ за рубежом она превратится в "иностранного агента" в чистом виде. Но в проекте есть оговорка: поправки будут распространяться только на те некоммерческие организации, которые ведут политическую деятельность. Вопрос в том, какую именно деятельность считать политической.

- У нас ведь любая правозащитная деятельность подпадает под определение "политическая", - объяснила "Фонтанке" Нина Таганкина. – Мы не занимаемся политикой, мы занимаемся защитой прав человека, но нас, к сожалению, эти изменения коснутся. Например, любой мониторинг того, как у нас в стране соблюдается право человека избирать и быть избранным, тоже считается политикой.

В законопроекте есть ещё одно требование к "иностранным агентам": всё, что они публикуют или распространяют, надо "промаркировать": изданные материалы должны "сопровождаться указанием на то", что они "изданы… некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента".

Интересно, что последнюю норму критикуют, хоть и мягко, даже однопартийцы авторов законопроекта. По мнению единороса-петербуржца Валерия Федотова, не только "иностранные агенты", но и все политики должны "носить своеобразную "форму", как автогонщики, чтобы мы сразу видели, кто их спонсоры".

- У законопроекта есть только один существенный недостаток: односторонняя направленность, - заявил Валерий Федотов "Фонтанке". - Предоставлять гражданам информацию об источниках финансирования структур, которые обращаются к ним под разными предлогами и масками, это здравая мысль. Это своего рода признак "свой – чужой", ведь если мы знаем, что организация ангажирована, то понимаем, чьи интересы она представляет, и можем оценить её объективность. Но о тех, кто получает средства из-за рубежа, мы почему-то всегда так или иначе знаем. А вот если организация финансируется Кремлём, то об этом можно догадываться только по её риторике. А хотелось бы знать и тех, и других.

Московская Хельсинкская группа, как рассказала "Фонтанке" Нина Таганкина, финансируется, в частности, зарубежными грантами, но правозащитники никогда этого не скрывали.

- Без иностранного финансирования мы просто не могли бы существовать, - признаёт директор МХГ. – Например, существенная часть нашей работы – правозащитные школы, образование в области прав человека, а это требует огромных затрат по всей стране.

При этом, добавила Нина Таганкина, их группа в течение последних лет получала финансирование и от российского правительства. В последний раз просто не успела подать заявку. Причём не успела как раз по той причине, о которой Таганкина сказала раньше: были поглощены составлением отчётов, больше ни на что времени не оставалось.

Всего в России зарегистрировано порядка 230 тысяч НКО. Из них под действие закона подпадают не меньше тысячи – те, о ком можно сказать, что они занимаются политической деятельностью.

Законопроект был зарегистрирован в Госдуме вечером в минувшую пятницу, 29 июня. Депутаты намерены рассмотреть его до своих каникул, то есть за первые июльские дни. Есть даже вероятность, что документ успеет пройти через сенаторов, а те заседают до 18 июля. Таким образом, по скорости рассмотрения этот закон может побить даже рекорд, поставленный так называемым "законом о митингах". По всему этому видно, какое значение власть нынче придаёт работе с некоммерческими организациями. Документ уже получил одобрение правительства – официальный отзыв со словами в его поддержку подписал Владислав Сурков.

Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close