Сейчас

+14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+14˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 13

2 м/с, с-з

759мм

69%

Подробнее

Пробки

2/10

«Санкт-Петербург 2011»: Митингов художники не заметили

574
ПоделитьсяПоделиться

В ЦВЗ Манеж открылась традиционная ежегодная выставка новых произведений петербургских художников, «Санкт-Петербург 2011». На одном из самых больших вернисажей года, где представлено больше 500 произведений художников разных возрастов и школ, было людно. Одним из первых, кого встретил здесь корреспондент «Фонтанки», был народный артист РФ Сергей Мигицко. «Это потрясающе. Я обязательно приду сюда еще раз. Я обнаружил здесь много работ, которых я раньше не видел, и много имен, которых я не знал. Все это меня страшно вдохновило», - сообщил актер. Однако куратор выставки высказала несколько иное мнение.

Выставка «Санкт-Петербург 2011» проходит в Манеже в девятнадцатый раз. Лариса Скобкина, автор идеи и руководитель проекта, затеяла его в далеком 1993-м году, чтобы поддержать художников, не способных быстро адаптироваться к новым условиям существования в буржуазном городе, дать им возможность хоть раз в год выставляться, независимо от того, насколько они востребованы зарождающимся рынком. «Время было страшное для всех, и мне хотелось помочь художникам преодолеть ощущение собственной ненужности», - рассказывает куратор.

С тех пор, само собой, концепция и главная цель изменились. Теперь «Санкт-Петербург 2011» - это, в первую очередь, некий справочник, позволяющий зрителю познакомиться одновременно с разными направлениями в искусстве города (сказать «всеми» было бы совсем неправильно, многие интересные художники сюда не попали). Уникальность Ларисы Скобкиной как куратора состоит в ее удивительной готовности рисковать и лояльности. Молодым живописцам она может простить отсутствие мастерства и опыта, если видит в них талант. Однако, приходится констатировать, что младшее поколение не слишком торопится оправдывать надежды. Конечно, оно ищет свои темы и формы. Скажем, работа художника Николая Васильева «Опережая желания» - фигура ребенка на фоне склеенных рекламных буклетов супермаркета - отчасти навеяна популярной фотографией Андреаса Гурского «99 центов» (1999). Предложение в сегодняшнем обществе потребления и в самом деле значительно превышает спрос, тут не поспоришь. Однако актуальности темы еще недостаточно для создания полноценного произведения искусства, а кроме того, повторение, хоть и мать учения, но вовсе не мать современного искусства. Или, скажем, «Интернет-кафе» Евгении Беляковой. Актуализировать современный жизненный уклад, конечно, необходимо, и, все-таки, нужно что-то еще, чтобы можно было говорить о новом витке в петербургском искусстве. А именно нужны вещи, которые трудноуловимы, но всем очевидны – энергия, точнее даже харизма новизны. Во всем этом, увы, молодежь пока значительно уступает мастодонтам. Внимание на выставке привлекают к себе те, кого мы давно знаем. Костяк «Петербурга 2011» составляют Митьки, юбиляры и заслуженные академики. Издалека замечаешь полотна Георгия Ковенчука, Ольги Флоренской и Виктора Тихомирова, в прошедшем году разменявшего седьмой десяток. «Аничков мост» Владимира Шинкарева вызывает радость двойного узнавания — и самого Шинкарева, и прошлой снежной зимы. Но в мастерстве этих художников мы ведь и так не сомневались.

Еще один важный принцип выставки состоит в том, что подавляющее большинство ее экспонатов созданы в течение прошлого года. То есть, зайдя сюда, можно изучать не только спектр направлений нашего искусства, но и динамику его развития во времени. Говорить о том, что 2011-й стал чем-то особенным или выдающимся не приходится. С этим соглашается и Лариса Скобкина: «Митингов художники не заметили. Они заспались. Общее настроение спокойное, вполне сосредоточенное на формальных художественных поисках. Но с искусством так всегда, оно или опережает события, или отстает от них».

Главный жанр прошедшего года, вне всяких сомнений — городской пейзаж, до жути близкий. Трамваи, трубы, заснеженные машины хочется немедленно унести с собой и повесить на стенку.

Специальный проект этого года – инсталляция «Это не рынок» разместилась в центре первого этажа. Она посвящен блошиным рынкам. Ощущение лавки старьевщика передано художниками довольно точно, но вот невозможность что-то купить и унести с собой ставит в тупик. Просто прийти и разглядывать собрание советской атрибутики и фотографии Юрия Молодковца, запечатлевшего блошиные рынки Европы, – это как-то странно, а вот если бы зрители эту часть выставки по предмету разбирали, то процесс непременно бы оживился.

Да, кажется, что и в целом на ежегодном вернисаже в Манеже стало бы гораздо веселее, если бы он стал выставкой-продажей. Так же, как в начале 90-х дуновением свежего ветра было все некоммерческое, сегодня им же могло бы стать нечто умеренно-коммерческое, не для олигархов, а для среднего класса. Тогда зрители шли бы в Манеж с большим интересом, да и у молодых художников, пожалуй, появилось бы больше азарта. Тем более, никакой относительно демократичной ярмарки искусства в Петербурге сегодня просто нет.

Мария Элькина,
«Фонтанка.ру»
Фото автора
 

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close