Сейчас

+24˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+24˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 22

2 м/с, с-з

759мм

29%

Подробнее

Пробки

2/10

Скончался Роман Козак

3996
ПоделитьсяПоделиться

Российский театр понес невосполнимую утрату. Умер – безвременно, на 53-м году жизни – один из лучших режиссеров современной Москвы, в прошлом блестящий актер, Роман Козак. У него был рак гортани, однако Козак не лежал в постели, а собрав силы, репетировал озорную и хулиганскую версию «Бешеных денег» Островского. Выпустить спектакль он не успел.

Последние годы Роман Ефимович возглавлял московский Театр имени Пушкина, некогда носивший имя Камерного и прославленный спектаклями Александра Таирова, затем малозаметный и невезучий. Поговаривали, что театр после доведения до смерти мужа сталинскими палачами прокляла вдова Таирова – актриса Алиса Коонен. Козак не побоялся привидения Коонен и смог поднять вчера еще заштатный стационар в ряд видных театров Москвы. Будучи учеником Олега Ефремова, Роман Ефимович усвоил традиции мхатовской школы, заветы раннего «Современника». Наследник лучшего из того, что оставил по себе советский театр, Козак дополнил свой режиссерский инструментарий в ходе многочисленных путешествий, университетов и постановок за границей. Вытолкнутый за рубеж безденежьем и российским театральным анабиозом 90-х, он вернулся вооруженным богатым кругозором, овладел идеологией и технологией современного европейского и американского театра. В качестве руководителя он показал пример тонкой и грамотной репертуарной политики. Именно в Театре Пушкина вышли «Откровенные поляроидные снимки» Кирилла Серебренникова, ставшие чуть ли не первой ласточкой нового интеллектуального театра в рамках российского столичного мейнстрима, и здесь же появился «Одолжите тенора» Евгения Писарева – вполне себе удобоваримая мимикрия под бродвейский развлекательный хит.

Козак и в своих спектаклях чудесно сочетал утонченность и интеллектуализм, виртуозную собранность театральной формы с доступностью театрального языка, увлекавшего самых безнадежных профанов. Он был умен, добр и интеллигентен, теми же свойствами отмечены его спектакли. Был удивительно надежен – не все его постановки выходили образчиками совершенства, но провалов у Козака не случалось. Преподавал в Гарварде и Школе-студии МХТ, воспитал Дину Корзун, Наталью Рогожкину, Никиту Высоцкого и многих других достойных артистов. В театральных энциклопедиях описаны его знаменитые спектакли в московском театре-студии «Человек»: «Чинзано» и «Елизавета Бам на елке у Ивановых», рижская «Пляска смерти». В памяти останутся мхатовская «Женитьба», рижская «Вирджиния Вулф», «Академия смеха», «Счастливые дни» и недооцененная «Косметика врага» в Театре Пушкина, многие другие работы, которых иному постановщику хватило бы на две жизни.

Роману Козаку не было дано и одной полноценной – он умер слишком рано. Память о нем пребудет светлой. Но горечь от утраты останется надолго. Ничего не зная о его болезни, примерно месяц назад я вздумал прикинуть длинный список людей, чье присутствие в мире идет миру на пользу. И внес в этот список Козака. Сегодня мир стал намного хуже.

Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close