Сейчас

+14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+14˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 12

2 м/с, ю-з

768мм

70%

Подробнее

Пробки

1/10

Алексей Кудрин призвал меньше есть

343
ПоделитьсяПоделиться

Глава Минфина прочитал лекцию в СПбГУ и, вопреки своей репутации едва ли не главного пессимиста, признал, что страна постепенно выбирается из трясины рецессии. Заодно он не забыл похвалить, по сути, самого себя, заявив, что это происходит во многом благодаря грамотным антикризисным мерам правительства.

Глава Минфина в минувшие выходные выступил перед студентами экономического факультета СПбГУ и, вопреки своей репутации едва ли не главного пессимиста российской политической элиты, признал, что страна постепенно выбирается из трясины рецессии. Заодно он не забыл похвалить, по сути, самого себя, заявив, что это происходит во многом благодаря грамотным антикризисным мерам федерального правительства. Впрочем, без традиционной ложки дёгтя не обошлось: россиянам придётся поумерить потребление, в противном случае нас может ожидать рецидив, причём не один.

Алексей Кудрин окончил экономический факультет ЛГУ в 1983 году, но в качестве преподавателя в альма матер дебютировал только сейчас. Лекция главного финансово-экономического идеолога России начала XXI века вызвала небывалый ажиотаж: в зал, рассчитанный на 700 человек, набилось раза в два больше студентов и преподавателей, большинству пришлось 2 часа провести на ногах. Начал глава Минфина с констатации того факта, что министром он является ровно 10 лет, а затем сразу перешёл к рассказу о «текущем экономическом моменте».

Ситуация, по словам Алексея Кудрина, складывается неоднозначная. С одной стороны, российская экономика совершенно точно вышла из рецессии. С другой, говорить о победе над кризисом явно преждевременно. «Мы много анализировали произошедшее, но вынужден признать, что далеко не все механизмы кризиса нам понятны. Это беспрецедентный процесс, если сравнивать его с предшествующими. Он является результатом глобализации экономики, результатами которой мир пользовался лет пятнадцать. Мы уже выходим из кризиса, но возможны рецидивы», — указал министр. Он добавил, что сейчас в отечественной экономике наблюдается стагнация спроса и такая ситуация будет сохраняться «еще много лет».

Расплатой за сравнительно благополучные 10-15 лет, когда Европа много потребляла и мало экономила, сейчас становится рост дефицита бюджетов всех стран Евросоюза. Так, в конце 80-х годов во Франции госдолг равнялся 20% ВВП, а к 2010-му вырос до 77%, Германия в начале 90-х занимала в размере 39% ВВП, а сейчас — 73%. «При таких темпах через три года совокупный долг Евросоюза достигнет 100% ВВП ЕС. Даже показатель в 60% очень опасен. Но пока лишь США объявили о намерении снизить дефицит бюджета с нынешних 10% до 3-4% к 2014 году. При этом им всё-таки придётся поднять налоги или снизить расходы», - подчеркнул Кудрин.

Впрочем, и в Европе, и в США пока ключевые факторы роста минимальны, и проблемы не столько решаются, сколько откладываются. Так, Федеральная резервная система просто включила печатный станок и начала скупать суверенные и корпоративные облигации и плохие ипотечные долги, то есть берёт на себя чужие риски, но не избавляется от них. Европа выделяет сотни миллиардов евро Греции, но вслед за эйфорией начались сомнения: почему немцы и шведы должны платить за греков, у которых рабочий день длится гораздо меньше, а пенсионный возраст наступает раньше.

«Мировую экономику временно спасли печатные станки, - подытожил глава российского Минфина. - Нужно поддерживать оборот, срочно спасать конкретные рынки или целые государства, пусть и такими искусственными мерами, причём развитые страны параллельно умеют сдерживать инфляцию. Но пока совершенно непонятно, как европейцы и американцы будут выводить эту огромную денежную массу с рынка, а это сделать рано или поздно придётся. Видимо, большую часть спишут на убытки. Сейчас плохих активов в мире на $2-3 трлн. $1,5 трлн списано, значит, ещё столько же осталось».

Свой собственный кризис

Столь подробный отчёт о положении дел за рубежом совершенно не случаен — будущее развивающихся стран во многом зависит от того, как Евросоюз справится со своими внутренними проблемами. После констатации этого факта Алексей Кудрин перешёл к анализу ситуации в своём отечестве. Кризис, по его словам, у нас развивался по совершенно иным принципам. В частности, денежная масса росла не за счёт мультипликаторов (то есть движения денег со счёта на счёт), а лишь «при помощи» высоких цен на нефть. Центробанк просто скупал валютную выручку за рубли, и количество денег росло по 50% в год. В результате мы получили свой собственный пузырь.

«У нас рост спроса составлял 10-12%, а увеличение производства товаров — на 5-6%. Таким образом мы всё больше зависели от импорта. Сальдо торгового баланса сокращалось, несмотря на высокие цены на нефть. Мы стали потреблять больше в противовес отставанию производственного сектора. Также и зарплата опережала производительность труда, увеличивалась инфляция», - очертил основные проблемы Кудрин.

С началом кризиса население в силу исторической памяти 1998 года побежало в банки. В месяц оттуда забиралось по 400 млрд рублей и переносилось в доллары или «в кубышку». Чтобы спасти банковскую систему, правительству пришлось пойти на беспрецедентные меры. О них, считает Алексей Кудрин, через несколько лет будут писать в учебниках по экономике. А может быть, и по истории.

«Если бы не Стабфонд, банковская система просто рухнула бы. Государство было вынуждено потратить 200 млрд рублей, чтобы возвратить доверие к российской банковской системе. Это беспрецедентный случай, но через 3-4 месяца граждане увидели, что всё работает. Я считаю это нашим главным достижением», - пояснил он. Вообще, в Министерстве финансов считают, что более половины предпринятых антикризисных мер принесли именно тот результат, которого и добивалось правительство.

Впрочем, проблем перед первыми лицами страны всё ещё выше крыши. Например, России, как и другим странам, предстоит решать проблему дефицита бюджета. При $70 за баррель его вообще не должно быть. При $60 — где-то 5-6%. Но сейчас нефть стоит $75 за баррель, а дефицит составляет более 4%. При этом до кризиса, в 2007 году, в стране был профицит в 5%. «То есть мы по-прежнему потребляем больше, чем можем себе позволить. Нужно учиться сдерживаться», - заключил Кудрин. Кроме того, он по-прежнему настаивает на необходимости плавной девальвации рубля, что должно помочь и экспортёрам, и отечественным производителям на внутреннем рынке.

Все на борьбу с инфляцией

Предложения многих ведущих российских экономистов относительно необходимости вкладывания бюджетных средств в создание инфраструктуры (дорог или новых производств) Алексей Кудрин считает невыполнимыми и даже опасными из-за угрозы гиперинфляции. «Что это значит, могу показать на примере. Например, потратив на новые производства 400 млрд рублей, то есть 1% ВВП, мы придём к тому, что инфляция поднимется на 3-4 пункта. Это, в свою очередь, приведёт к повышению банковских ставок на такую же величину. А значит, для всех остальных предприятий кредиты на развитие обойдутся гораздо дороже, чем раньше. В свою очередь, низкая инфляция — краеугольный камень растущей экономики, потому что при этом рождается больше новых прибыльных проектов», - считает он.

Стратегической задачей для российского правительства, по словам главы Минфина, является создание внутреннего рынка кредитования, который смог бы вытеснить внешние заимствования. Именно для этого властям и нужна низкая инфляция и стабильный курс рубля. «Это и будут те самые мультипликаторы, которые будут поддерживать необходимый объём средств в экономике. Для этого наше законодательство по финансовым рынкам за 3 года нужно привести в соответствие с лучшими мировыми образцами, что и будет сделано.

Кстати, международный финансовый центр создаётся вовсе не для зарабатывания денег на каждой транзакции (как лондонский Сити), а для создания конкурентных условий для кредитования российских предприятий, - считает Алексей Кудрин. - Что касается производства, то здесь все силы должны быть брошены на техническое перевооружение отечественных предприятий. Это означает заимствование технологий. Не нужно этого стесняться. Наш рынок защищается от импорта на 10%, а Европа и США на 3-4%. Мы должны позволить каждому российскому предприятию иметь лучшее оборудование и материалы».

Павел Гинёв,

"Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close