Реклама

Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 17

2 м/с, ю-з

767мм

44%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

"Булава", на полет обреченная

719
ПоделитьсяПоделиться

12-е испытание "Булавы" в очередной раз закончилось неудачей, что, в свою очередь, вновь вызвало всплеск эмоций у экспертов. Ее противники говорят, что основная проблема в том, что разработкой морского "Тополя" занимаются непрофильные специалисты. Грубо говоря, сапожники взялись за пошив пальто. Защитников баллистической ракеты немного, и почти все они - действующие представители военного ведомства. Единственное, в чем соглашаются и те, и другие - "Булава" должна полететь, выбора просто нет.

"Каждый запуск "Булавы" сопровождается в России негативными отзывами, - пожаловались "Фонтанке" моряки. - Нас ставят в положение оправдывающихся, хотя сейчас все вопросы должны быть направлены только к разработчикам. В США испытания проходят тайно, и никто потом не возмущается, и не поднимает народную волну". В Соединенных штатах, действительно, подобные вещи особо не афишируются, - подтвердили в Центре зарубежной военной информации и коммуникации ЛенВО. "На сайте иностранного оборонного ведомства появляется небольшое сообщение, - говорит эксперт Центра Александр Проников. - Но это не выносится на такое широкое обсуждение, как в России".

Такая разница в подходе, наверное, обусловлена тем, что Минобороны хоть и пытается создать себе имидж самого секретного ведомства, из него с неприличным постоянством происходят утечки информации. И только когда о военной тайне узнают даже в детском саду, военные чины снисходят до официальных разъяснений.

"9 декабря 2009 года с борта атомного подводного ракетоносца "Дмитрий Донской" в рамках лётно-конструкторских испытаний из акватории Белого моря был произведен пуск баллистической ракеты "Булава" из подводного положения. По результатам установлено, что первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем третьем этапе траектории произошел технический сбой". Это сообщение появилось на сайте Минобороны вечером 10 декабря. До этого с самого утра в прессе муссировалась информация о том, что в накануне норвежцы увидели странное свечение в небе в виде спирали. Все сразу же пришли к выводу, что это след от "Булавы". Неопознанный светящийся объект видели в тот день даже в Екатеринбурге, а потом появились сообщения, что и не только там, а еще в паре городков необъятной родины.

Примечательно, что после появления фотографий в интернете в редакцию "Фонтанки" позвонил читатель и сообщил, что видел аналогичное явление на Украине. И было это в 1983 году, когда "Булавы" еще не было в проекте. Доказательств, правда, у него нет.

К истории вопроса

Как пояснил "Фонтанке" ракетчик по образованию, много лет прослуживший на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения, Игорь Курдин, в 70-е годы в СССР использовались преимущественно жидкостные ракеты. Всего существует два типа баллистических ракет – жидкостные и твердотопливные. Главный недостаток первых заключается в опасности эксплуатации, так как два основных компонента - окислитель (азотный тетроксид) и горючее (несимметричный диметил гидрозин) — опасная смесь за счет токсичности элементов. Твердотопливные же, хоть и должны храниться в особом микроклимате (при постоянной температуре и влажности), они все же проще в эксплуатации, и не являются взрыво-пожароопасными.

"У нас основными считались жидкостные ракеты, их периодически усовершенствовали, - говорит Курдин. - Американцы же изначально пошли по другому пути и разрабатывали именно твердотопливные, поэтому в 1989 году они уже приняли на вооружение ракету "Трайдент-2" и до сегодняшнего дня произвели 139 пусков, из них успешных было 139. Именно поэтому они решили не создавать новую дорогостоящую ракету, а ограничиться ее модернизацией и оставить на вооружении до 2049 года. Лучшее – враг хорошего".

В Советском Союзе разработка подобного типа боеприпасов считалась второстепенным направлением. Тем не менее, в 1970 году появилась первая твердотопливная ракета Р-31, которая была установлена на одной из подлодок 667-й серии - К-140. "В силу разных причин эта лодка так и осталась одной, - рассказывает подводник. - Когда ее в 90-х годах выводили из боевого состава, оказалось, что для нее осталось несколько комплектов ракет, и никто не знал как их утилизировать. В результате их просто отстреляли (и причем все успешно). Ведь у нас, когда делают лодки, никогда не думают, как их утилизировать, в том числе, ядерные реакторы, ракеты".

Когда у Америки появился "Трайдент-1", в Союзе был создан бы проект 941 "Акула" (НАТО - "Тайфун"), для которой КБ им. Макеева разработало твердотопливную ракету Р-39. Каждая "Акула" несла по 20 межконтенентальных трехступенчатых твердотопливных ракет Р-39. А каждая ракета имела 10 боеголовок индивидуального наведения по 100 килотонн каждая. Всего было построено 6 лодок данного проекта. А с 1986 года страна начала готовить ответ второму "Трайденту". Новая модификация Р-39 получила шифр "Барк". Над ее созданием трудились все те же специалисты конструкторского бюро Владимира Макеева, которые являлись традиционными разработчиками баллистических ракет морского базирования. Предполагалось, что ракета будет нести на себе 10 боевых блоков в ядерном оснащении и иметь дальность полёта более 10 тысяч километров. Разработка неожиданно была свернута в 98-году на стадии 73% готовности. Поговаривают, что уже тогда Московский институт теплотехники (автор сухопутной баллистической ракеты "Тополь-М") активно проталкивал в Минобороны свою идею создать универсальное изделие, которое могло бы базироваться как под водой, так и на земле.

"Фонтанке" даже рассказали байку о том, как МИТу удалось заполучить оборонный заказ. Когда приступили к третьему по счету испытанию "Барка", на просмотр пригласили тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. В тот день удача отвернулась от КБ им. Макеева, ракета взорвалась при запуске. Конструкторы пытались оправдаться, что для полной отработки комплекса требуется ещё примерно 8 пусков с подводных лодок. Но при условии, что на строительство одной ракеты (при том финансировании) уходило около трех лет, Минобороны это никак не устраивало. В параллельное ухо заливались соловьем специалисты МИТ, которые обещали разработать альтернативную, дешевую и менее габаритную "Булаву". Да в такие рекордные сроки, что в 2009-м ее уже можно будет принимать на вооружение. Так морскую ракету поручили строить тем, кто никогда этим не занимался.

Первое, что сделали конструкторы института, это полностью отказались от накатанного цикла испытаний. Сначала наземный опыт, потом с подводных стендов и только затем установка на подлодку. Разработчики решили, что дешевле будет сразу запускать с субмарины. С 2004 года произведено уже 13 пусков, из них только 5 было признано успешными или частично успешными. По мнению экспертов, нет ничего удивительного в том, что "Булаве" дали уже 12 шансов, а "Барк" закрыли после третьей попытки. Единственной реакцией на системные неудачи стала отставка летом этого года директора Института теплотехники Юрия Соломонова. Однако он по-прежнему продолжает работу над проектом в должности генерального конструктора. Просто потрачено столько времени и денег (по данным СМИ, пуски "Булавы" уже обошлись военному бюджету в 3 миллиарда долларов), что поворачивать вспять нельзя. Кроме того, в Северодвинске вовсю идет строительство подводных ракетоносцев. Головной заказ проекта 955 "Борей" "Юрий Долгорукий" уже завершает ходовые испытания. Заложены "Александр Невский" и "Владимир Мономах". В ближайших планах закладка четвертого в серии корабля "Святитель Николай".

"Фонтанка" задалась вопросом, а возможно ли вернуться к разработке "Барка", чтобы впоследствии поставить это вооружение на построенные субмарины? И получила у ведущего специалиста КБ им. Макеева, замначальника Департамента ракетно-космической техники Министерства оборонной промышленности в 90-е годы, однозначный ответ. "Это невозможно, - заявил Альберт Дубровин. - Во-первых, само производство ракет уже свернуто, уничтожено. Вся оснастка, нет людей уже, и завод просто не сможет все возобновить. А во-вторых, корабль 955-й серии не примет габариты "Барка". Водоизмещение нынешних подлодок - 14 тысяч тонн, а у "Акулы" 24 тысячи тонн были".

Получается, что без "Булавы" субмарины серии "Борей" - это просто консервные банки, а переделка их под другие ракеты равнозначна новому строительству. А потому у МИТовской ракеты больше нет других вариантов, кроме как полететь. В соответствии с главным армейским принципом: не умеешь – научим, не хочешь – заставим. Вот только даже если и случится невозможное, и "Булава" полетит, вряд ли это событие станет для России станет поворотным в ее обороноспособности. Страна получит слабое подобие американского "Трайдент-1", сданного на вооружение 30 лет назад, - считает Альберт Дубровин.

Никитина Юлия, "Фонтанка.ру"

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close