
Пока вся страна следит за тем, как на бывшем заводе Nissan в Петербурге собирают новую LADA Iskra, «Фонтанка» изучила, кто на самом деле заводит мотор этого проекта. Конвейер «АВТОВАЗа» крутят не только в Тольятти, но и в шести компаниях Северной столицы, которые уже успели поставить комплектующих более чем на 330 млн рублей. Некоторые из них пережили смену владельцев, обвалы выручки и международные разводы и в итоге снова оказались в обойме.
Кто поднимет стекла для «Искры»
Все дело в соглашении о сотрудничестве, которое на ПМЭФ подписали глава «АВТОВАЗа» и «Автозавода Санкт-Петербург». Его целью было не просто перенести часть сборки Iskra из Тольятти к берегам Финского залива, но и координация между технологическими партнерами. То есть при правильном прочтении документа следует понимать, что к сборке новинки привлекут и компании, которые поставляют компоненты, оборудование, оснастку и технологии. Логично и ожидаемо, что максимально активно будут приглашать к сотрудничеству именно местных (петербургских) поставщиков, чтобы снизить логистические издержки и риски.
Сегодня в этом тандеме «Альта Северо-Запад» и его электростеклоподъемники, «СМЦ Всеволожск» и заготовки штамповки для лонжерона и хладагент от «Рефлога». Ах да, еще бензин «НК „Роснефть“».
«Альта Северо-Запад» явно выбран неслучайно. Компания работает на рынке автокомпонентов 18 лет. Судя по ее нехитрому сайту, за это время она успела посотрудничать не только с «АВТОВАЗом», но и с Ford, Skoda, Toyota, Nissan, Renault, Volkswagen. Одним словом, едва ли не со всеми брендами, которые собирались на территории РФ, поставляя им обивку для потолков, обшивку дверей, световые панели и те самые стеклоподъемники.
С момента создания компания успела побывать во владении Андрея Дауранова, ООО «Липсанен и К.» и даже испанской GRUPO ANTOLIN-IRAUSA SA — в 2010 году ей принадлежали 100% доли. С 28 марта 2023 года единственным и стопроцентным владельцем компании стало ООО «Лизинговая компания Дельта» из Красноярска. В 2022 году компания с пика формы (оборот 1,45 млрд рублей, чистая прибыль 37 млн) скатилась в дремучую тоску, потеряв 91% выручки и получив более полумиллиарда чистого убытка. По итогам 2024-го дела пошли на лад — выручка подросла до 120 млн, чистая прибыль почти до половины успешного 2021-го.
Давний игрок автомобильной отрасли и АО «СМЦ Всеволожск», которое с 2010 года занимается ковкой, прессованием, штамповкой и профилированием, а также изготовлением изделий методом порошковой металлургии. Отчетность компания не публикует со 2-го квартала 2021 года. Последнее, что было известно на тот момент, — 69,6% доли в ней владело ПАО «Северсталь».
ООО «Рефлог» , которая поставляет Iskra хладагент, известна на рынке с 2015 года. Основана Алексеем Гончаровым и Андреем Михайловым (по 50% доли), они же владеют бизнесом и сегодня. Компания активно участвует в госзакупках в роли поставщика, контрактов даже стало заметно больше (8 в 2025-м против 3 в 2022-м), но выручки они приносят заметно меньше (4,6 млн в 2022-м против 734 в 2025-м). Судя по клиентской базе, работать с ней — одно удовольствие: основные покупатели ее фреона в этом году — учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения России.
В целом турбулентность последних лет, похоже, обходит «Рефлог» стороной: выручка в 2024-м в сравнении с 2021-м сократилась лишь вдвое (до 429 млн руб.), а чистая прибыль даже выросла (со 131 млн до 171 млн рублей). К слову, среди компаний, получивших квоту на импорт озоноразрушающих веществ на 2025 год, «Рефлог» — абсолютный лидер (868 метрических тонн).
Ну а поставщик бензина для LADA Iskra — «НК „Роснефть“» — выбор, который не нуждается в комментариях.
Радиаторы по любви
Справедливости ради надо сказать, что местные производители стали сотрудничать с «АВТОВАЗом» еще задолго до того, как с конвейера «Автозавода Санкт-Петербург» (бывший завод Nissan) сошла первая Iskra.
К примеру, ООО «ПО ЛУЗАР» (прежнее название — «ПО „Авто-Радиатор“») — официальный поставщик АО «АВТОВАЗ» с 2010 года. 67 его штатных сотрудников (по данным на конец 2024 года), начав с Priora, своими алюминиевыми радиаторами оснащают все семейство бренда. Мощности завода, говорится на сайте компании, позволяют производить в год более 700 тыс. шт. радиаторов.
У истоков бизнеса стояли четыре человека. Жамиль Жалалов (с долей 8%) возглавлял предприятие на старте и держится в кресле генерального директора по сей день, Андрей Пальмин и Павел Бурлуцкий пополам держали 87%, еще 5% были в руках Петра Нечипоренко.
За годы существования структура собственности кардинально изменилась. Ключевой перелом произошел 14 февраля 2023 года, когда уставный капитал был увеличен в 121 раз — с 1 млн до 121 млн рублей. После этой процедуры 99,17% долей и фактически полный контроль оказались в руках у нового участника — ООО «НПО ТАЛИС», оптового продавца запчастей. Основатели остались в бизнесе, но их роль стала номинальной (доли Пальмина и Бурлуцкого сократились до символических 0,36%, у остальных и того меньше: 0,07% у Жалалова и 0,04% у Нечипоренко).
Отметим, что дела «ПО ЛУЗАР» в статусе «дочки» пошли заметно лучше: уже по итогам 2023 года компания в 1,5 раза увеличила выручку (с 642 млн рублей в 2022-м), а по итогам 2024-го ее удвоила. При этом чистая прибыль в первый же год выросла почти в 10 раз, до 55 млн, и до 59 в 2024-м.
Впрочем, в портфеле производителя не только LADA, но еще «Газели» и автобусы ПАЗ и ЛиАЗ и даже белорусский МАЗ, однако в Iskra его компонентов пока нет. Но это, судя по всему, вопрос времени: по словам Жамиля Жалалова, завод готов работать со всем автомобильным кластером Петербурга и России. Да и находится площадка неподалеку от «Автозавода Санкт-Петербург».
Австрийский развод и спасение от АГР
В непосредственной близости от места сборки Iskra в Петербурге располагается и производитель деталей штамповки «Питерформ» — структурное подразделение ООО «Петерформ», производителя комплектующих в Шушарах. Этот игрок автомобильному кластеру знаком с 2008 года. Изначально компания была 100%-ной дочкой австрийской Cosym Holding AG, которая, в свою очередь, была частью структур известного автопромышленного гиганта Magna International.
С течением лет уставный капитал «Петерформ» рос как на дрожжах: с 10 тысяч рублей в 2008-м до почти 1,5 млрд рублей в 2023-м. Однако главное изменение произошло летом 2023 года. 9 августа 2023 года в ЕГРЮЛ была внесена запись, которая перечеркнула 15-летнюю связь с Австрией. Единственным владельцем компании с долей в 100% стало московское ООО «Эм Джи Си Груп». Пик финансовых показателей «Петерформа» пришелся на 2021 год. Тогда выручка составляла 15,045 млрд рублей, а чистая прибыль — 986,6 млн.
2022 год был катастрофическим и для «Петерформа»: выручка обвалилась в 5,5 раза, до 2,749 млрд рублей, а вместо чистой прибыли компания получила чистый убыток в 1,821 млрд. 2024-й переломил негативный тренд: выручка выросла почти в 20 раз (в сравнении с предыдущим годом) и позволила вернуться к прибыли (428,2 млн.). Секрет успеха — сотрудничество с «Автозаводом АГР», говорится в пояснительной записке компании к отчетности за 2024 год.
Бывший завод Hyundai сегодня главный покупатель продукции «Петерформа», на него пришлось более 90% прошлогодней выручки от продаж. «С января 2024 г. ООО „Автозавод АГР“ возобновил производство, что привело к возобновлению операционной деятельности Общества, стабилизации объемов продаж и денежных потоков Общества», — отмечается в документе, который подписал генеральный директор Роман Ган.
И пусть сегодня и деталей «Петерформа» в Iskra нет, но это, очевидно, наживное.













