
В петербургском Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) уже восемь месяцев находится 25-летний гражданин Украины Александр Деркач. Формально — в ожидании депортации. На деле — в ожидании того, чего не может произойти: между Россией и Украиной нет транспортного сообщения, и депортировать мужчину невозможно. Как итог, суд регулярно продлевает срок его содержания в Центре. Деркач такой не один. Подробностями ситуации с «Фонтанкой» поделился адвокат молодого человека Антон Голубев.
После освобождения — снова под контроль
Деркач оказался в ЦВСИГ сразу после выхода из колонии, где он провел 2,5 года (по просьбе Александра мы не указываем статью, по которой была судимость). Его задержали, поместили под административный арест, и в течение 120 дней суд постановил депортировать его из России.
С тех пор прошло больше восьми месяцев. По словам адвоката, никаких действий по исполнению решения не было, да они и невозможны.
«Каждый раз, когда подходит срок содержания, суд просто продлевает его. Формально все выглядит законно, но фактически человек лишен свободы на неопределенный срок», — говорит юрист.
«Дайте ему просто уехать»
Александр приехал в Петербург в августе 2021 года по обмену из Пражского университета для обучения в СПбГУ. У него есть вид на жительство в Чехии и действующая канадская виза.
«Он не служил и не имеет родственников в армии. Он всего лишь студент, который оказался заложником юридического тупика», — говорит Голубев.
По словам адвоката, суды не применяют законную возможность отпустить человека, если депортация невозможна: «Верховный суд уже разъяснял, что при невозможности депортации продлевать срок содержания не обязательно. Но на практике это не работает».
Голубев уточнил, что правоохранители ссылаются на ситуацию на Украине: депортировать туда человека сейчас невозможно. Поэтому суды продолжают продлевать содержание, хотя реальных сроков и планов депортации никто не называет.
«Мы предлагали: дайте сутки, мы купим билет, и он вылетит в любую страну, где может находиться, — рассказывает адвокат. — Но ответа нет».
В среду, 29 октября, Красносельский районный суд продлил Деркачу срок содержания в спецприемнике под контролем ЦВСИГ № 1 на 90 дней вместо 120, как в прошлые разы.
«Через три месяца мы снова пойдем в суд и, скорее всего, услышим те же слова: депортация невозможна, но отпустить нельзя», — говорит адвокат.
«Замкнутый круг»
Сейчас Александр находится в спецприемнике на Захарьевской улице. Учреждение рассчитано на кратковременное пребывание, но Деркач там уже больше трех месяцев. Адвокат объяснил, что его поместили туда из-за переполненности ЦВСИГ.
«Люди обычно проводят там 10-15 суток административного ареста. А Александр там уже больше трех месяцев — без нормального питания, физических нагрузок и в постоянном ожидании», — отметил Голубев.
По словам юриста, подобных случаев по стране десятки: «Граждан Украины депортировать некуда, но никто не знает, что делать. Поэтому суды продолжают продлевать сроки. Это замкнутый круг».
«Оценивая обстоятельства исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации и содержании в ЦВСИГ Деркача очевидно, что никакие меры по депортации не могут быть приняты, поэтому столь длительное содержание Александра в учреждении для депортации можно рассматривать как нарушение права на свободу и личную неприкосновенность», — заключил адвокат.











