
ГБУ «Ленавтодор» в рамках своей многолетней рутинной работы по ликвидации несанкционированных съездов полностью остановило работу курорта «Золотая долина». Его руководство о проблеме узнало, только когда въезд перегородили бетонные блоки, и теперь пытается срочно придумать, как выкрутиться из ситуации.
Курорт «Золотая долина» в Приозерском районе работает 35 лет. Все эти годы клиенты пользовались удобным подъездом с асфальтированной трассы, а дороги внутри него владельцы обустраивали и поддерживают в приличном состоянии сами.
Ольга Бурдаева, управляющий партнер «Золотой долины», подчеркивает: в этой ситуации ее компания даже не выступает субъектом правоотношений. В суд «Ленавтодор» по поводу их съезда подавал на администрацию Приозерского муниципального района Ленобласти. Представители района туда не явились, суд проиграли в одно заседание.
Как следует из материалов дела, сотрудники «Ленавтодора» обнаружили «примыкание» в декабре 2024 года, хотя дорогу эту в оперативном управлении имеют и обслуживают с 2015 года. Направили письмо в администрацию района с требованием устранить нарушение. Естественно, ответа не получили и пошли в суд.
«Готовое решение суда 07.10.25 принесли просто на ресепшен отеля, — возмущается Ольга Бурдаева. — На следующее утро на съезде появились бетонные блоки».



Дорога оказалась перекрыта, что называется, без объявления войны. Хотя сейчас не высокий сезон, в отеле жили несколько десятков постояльцев. Из-за бетонных блоков у выезда скопилась очередь из их машин.
Руководство «Золотой долины» бросилось с обращениями к главе местной администрации, в «Ленавтодор», в комитет по дорожному хозяйству, в приемную губернатора и в прокуратуру. На место для фиксации перекрытия съезда были вызваны сотрудники ГИБДД и участковый. Все разводили руками: все по закону. Один из высокопоставленных чиновников неофициально посоветовал ночью пригнать трактор и растащить блоки.
К вечеру, рассказала Ольга Бурдаева, приехала машина дорожной службы, и сотрудники в куртках дорожного предприятия отодвинули блоки, освободив проезд. «Что будет завтра — непонятно», — говорит она.
Анализ судебной практики показывает, что претензии у «Ленавтодора» не только к «Золотой долине», а ко всем предприятиям, чьи участки находятся рядом с областными дорогами (или с поселковыми и даже городскими улицами в ряде случаев) и чьи клиенты несанкционированно съезжают с дорог к ним.
В общей сложности в суды ушло больше 230 дел, из которых 110 — в 2023 году, около 50 — в 2024-м, и уже больше 70 — к октябрю 2025 года. Это и те, что еще идут, и те, что уже закончились.
Из последних примеров — тяжба «Ленавтодора» с сетью магазинов «Вимос». Многочисленные иски ГБУ начало подавать к компаниям сети еще с 2021 года — «о признании несанкционированным примыкания (съезд) к земельному участку, расположённому в полосе отвода автомобильной дороги». Иск к владельцам коттеджного поселка Tapio в Снегиревке под Сосново о том же: «…об обязании ликвидировать примыкания, запрете эксплуатации примыканий». На 9 декабря назначено заседание суда с аналогичными требованиями к одному из крупнейших в регионе заводов «Пеноплэкс» в Киришах. И даже есть иск к Wildberries о дороге к его строящемуся за 9,5 млрд рублей складскому комплексу на Московском шоссе.
Во всех до единого случаях, когда оппонент возражал, суды поддерживали требования дорожников. Везде дело доходит до выдачи исполнительного листа. Но большинство судов все же заканчивается мировыми соглашениями.
Например, Wildberries (ООО РВБ) предложено закрыть съезд на стройку в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта: «Обеспечить запрет на эксплуатацию примыкания (съезда) к автомобильной дороге общего пользования регионального значения „Ям-Ижора — Никольское“ км 0+379 (координаты 59.687197 30.618322) (справа) для третьих лиц до момента его обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства». Если машины там продолжат ездить — штраф 100 тыс. рублей за каждый день нарушения.
Далее: «Ответчик обязуется получить у Истца технические условия в отношении примыкания (съезда) для организации доступа на земельный участок… разработать проектную документацию, согласовать проектную документацию с Истцом и получить разрешение на производство работ», — типовой текст таких мировых соглашений. На проведение работ по обустройству съезда по закону — полгода-год. За просрочку — неустойка. У кого-то 10 тысяч рублей за каждый день просрочки, у кого-то — 30.
«Фонтанке» не удалось из пары сотен исков «Ленавтодора» о ликвидации незаконных примыканий найти такие, которые бы учреждение проиграло. Было дело, люди спорили. Например, ТСН «Коттеджный поселок Лубенская Долина», проиграв суд в 2023 году, дошло до Верховного суда, последовательно проиграв апелляцию и кассацию. Правда, в Верховном суде дело к рассмотрению не приняли.
Но есть и хорошие новости. Например, та же Лубенская Долина еще в 2023 году сумела добиться снижения штрафа за неисполнение требования «Ленавтодора» с требуемых 100 тысяч в день до всего 500 рублей. Однако, пока суд да дело, дорогу не закрывала и активно использует ее. Например, только что проходило собрание членов ТСН, на котором предлагалось ввести платный въезд для грузовиков на территорию поселка.
Вопрос: платят ли владельцы коттеджей по 500 рублей в день «Ленавтодору»? Ответ: нет. В январе 2024 года ГБУ попросило в суде взыскать с ТСН 100 тыс. рублей за неисполнение судебного акта. Тут большая разница: неисполнение судебного акта — это отдельное нарушение, никак не связанное с требованиями «Ленавтодора» и теми 500 рублями в день.
Суд рассмотрел ходатайство и решил его удовлетворить, но частично: не 100 тысяч, а всего 10 тысяч. А 1 октября 2025 года дорожники снова обратились с ходатайством: опять взыскать еще раз 100 тысяч. Его рассмотрят теперь в декабре и что-то решат.
А тем временем «Ленавтодор» уже судится с Ломоносовским РОСП УФССП ЛО за то, что он якобы бездействует в исполнении взыскания по тому, 2023 года, судебному решению. Видимо, и дорогу не закрывает, и 500 рублей в день не собирает с тех пор. Заседание запланировали, было дело, на конец сентября, но отложили.














