
Проект отделки Картинной галереи. Джакомо Кваренги (1744–1817). Начало 1800-х
Новая выставка в Галерее графики (в залах № 324 — 328 Главного музейного комплекса) посвящена самому музею и называется «Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах».
Картинная галерея Эрмитажа прошла путь от частной коллекции российских монархов до одного из крупнейших собраний в мире. На выставке вы сможете проследить этот путь через призму искусства графики и увидите гравюры, рисунки, акварели и миниатюры, которые фиксировали эрмитажную галерею в первое столетие ее существования.
Первый раздел выставки посвящен истории гравировальных галерей в Европе XVII–XVIII веков — изданий, которые иллюстрировали шедевры крупных художественных коллекций, принадлежавшие монархам, высшим сановникам и другим состоятельным ценителям. В этой части зрителя ждут гравюры с картин, приобретенных Екатериной II в составе крупных собраний Иоганна Эрнста Гоцковского, Генриха фон Брюля, Пьера Кроза, Иоганна Карла Кобенцля, Этьена-Франсуа де Шуазеля, а также подносной экземпляр издания «Галереи Уолпола» из библиотеки Екатерины II (1788), который недавно вернулся в собрание музея.
Следующий раздел кураторы посвятили истории создания иллюстрированных каталогов шедевров живописи Эрмитажа в XVIII–XIX веках: от изготовления гравированных репродукций и миниатюрных копий картин по заказу Екатерины II до литографированной галереи, листы которой цензурировал лично Николай I. Зрители смогут проследить эволюцию эстетических предпочтений высочайших коллекционеров: ведь и Екатерина II, и Николай I коренным образом повлияли на «лицо» Эрмитажа, но это были очень разные личности. Среди экспонатов будут гравюры в технике меццо-тинто Дж. Уокера, которые музей впервые покажет широкой публике, миниатюры из коллекции Екатерины II, первый каталог Эрмитажной галереи 1805 года и гравированные доски, с которых печатались его иллюстрации; литографированный каталог 1844-52 годов.
Как вы знаете, рост коллекции неизбежно требовал строительства новых зданий, и в третьем разделе выставки вы увидите чертежи архитекторов, которых привлекали к подобным проектам. Это проекты Юрия Фельтена, Джакомо Кваренги, Лео фон Кленце. Многие из проектов остались нереализованными, однако по ним можно проследить эволюцию мысли заказчиков и исполнителей. А также представления об идеальной галерее — картины на чертежах показаны схематично, но общая концепция и связь с декоративным оформлением залов понятны.
Ну а в финале вы увидите акварельные виды эрмитажных залов в исполнении Эдуарда Гау, Луиджи Премацци и Константина Ухтомского. В этих работах зафиксирована подлинная развеска картин XIX века и уже есть образ идеального музея, как его понимали в то время.
Курируют выставку заведующий сектором гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Орехов и старший научный сотрудник, хранитель коллекции архитектурной графики Екатерина Орехова. Традиционно к выставке музей выпустит научный иллюстрированный каталог.
Выставка «Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах» проходит с 8 октября 2025 года по 1 февраля 2026-го. 0+
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».














