Финансы Власть А если найдем? Можно ли обратить в доход государства зарубежное имущество осужденного за взятки чиновника

А если найдем? Можно ли обратить в доход государства зарубежное имущество осужденного за взятки чиновника

7 542
А если найдем? Можно ли обратить в доход государства зарубежное имущество осужденного за взятки чиновника | Источник: Юрий Самодуров/"Коммерсантъ»А если найдем? Можно ли обратить в доход государства зарубежное имущество осужденного за взятки чиновника | Источник: Юрий Самодуров/"Коммерсантъ»
Источник:

Юрий Самодуров/"Коммерсантъ»

Петроградский районный суд на днях удовлетворил иск Генеральной прокуратуры России об изъятии имущества бывшего заместителя начальника ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти Сергея Мойсеенко, осужденного за взятки и убийства. В список попали два земельных участка, дом и апартаменты в Испании, а также автомобиль Jaguar XTYPE с испанскими же номерами — общей стоимостью 1,2 млн евро. «Фонтанка» узнала, реально ли обратить в доход РФ активы, находящиеся в другой стране, либо заявления об изъятии зарубежного имущества останутся только на бумаге.

Существует ли механизм изъятия незаконно выведенных из РФ капиталов?

Изъятию зарубежного имущества может способствовать механизм под названием экзекватура (исполнение судебного решения, вынесенного судебным органом другого государства. — Прим. ред.). Если у России имеется международный договор с другим государством, за рубеж может быть направлен запрос с просьбой об аресте, последующей конфискации и возврате имущества, сообщает на своем сайте Генпрокуратура. Россия имеет такие договоры с чуть более чем 80 странами. Но процесс возврата из-за рубежа незаконно нажитого имущества может быть очень длительным и сложным, признает ведомство. Иногда этот процесс длится годами.

Сначала надо разыскать средства или приобретенное на них имущество. В розыске может помочь Интерпол, рассказал «Фонтанке» собеседник, знакомый с деятельностью организации. Для этого недавно запущен механизм под названием «серебряный угол» (или «серебряное уведомление». — Прим. ред.) — это новый вид разыскных уведомлений, направленный на получение информации об «отмытых» активах, включая недвижимость, транспортные средства, финансовые счета и бизнес.

После обнаружения незаконных активов необходимо добиться наложения на них ареста через суд. И лишь после вступления приговора в законную силу возможны конфискация и возврат средств. При этом все судебные решения могут обжаловаться в вышестоящие суды. «Усилиям по возврату активов противодействуют команды высококвалифицированных адвокатов, оплачиваемых за счет этих самых похищенных средств», — отмечает Генпрокуратура.

Как устроено взаимное признание решений судов у России и Испании?

На территории Испании вопросы экзекватуры регулируются во втором разделе 8-й главы Гражданского процессуального кодекса, пояснил «Фонтанке» адвокат Pen&Paper и экс-сенатор Константин Добрынин. В статье 951 устанавливается, что судебные решения иностранных судов, вступившие в законную силу, признаются и исполняются в Испании в соответствии с положениями, установленными в международных договорах королевства.

Договор о правовой помощи по гражданским делам был заключен между Королевством Испания и СССР 26 октября 1990 года. В соответствии с ним граждане обеих стран имеют право обращаться в суды и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские дела (включая торговые и семейные). Таким образом, договор распространяется на решения судов общей юрисдикции РФ.

Но пока, заявляя об изъятии испанских активов, российские суды выдают желаемое за действительное. Чтобы реально добиться этого, предстоит пройти длинный и извилистый путь. Во-первых, необходимо, чтобы решение Петроградского суда, вынесенное 1 июля, вступило в законную силу, а в ближайшее время этого не предвидится, считает Константин Добрынин. Поскольку сам Мойсеенко отрицает противоправный характер приобретения им имущества, решение, вероятно, будет обжаловано.

Во-вторых, российские власти должны будут обратиться к испанским с просьбой о признании на территории этой страны российского судебного решения. Сначала властям РФ придется обратиться в российский суд по месту вынесения решения. Далее суд перешлет ходатайство суду Испании: согласно договору, компетентными в этом случае будут суды первой инстанции — Juzgados de Primera Instancia. Вероятно, интересы РФ будет представлять Минюст, как уполномоченный орган по гражданским судебным делам, либо сама Генеральная прокуратура РФ. При этом, согласно договору, в испанском суде сторона должна быть представлена адвокатом и поверенным. По мнению Константина Добрынина, на этом этапе также могут возникнуть трудности: кого испанские власти посчитают адвокатом и поверенным, достойным представлять интересы российской прокуратуры.

В-третьих, испанский суд (или суды, если имущество разбросано по стране) должен будет принять решения об аресте имущества в целях изъятия. И только тогда, в-четвертых, может произойти само «изъятие».

Может ли Испания отказаться исполнять решение российского суда?

На предпоследнем этапе неизбежно встанет вопрос: кому будут передаваться изъятые активы? «С учетом принятых в Испании законов по борьбе с легализацией преступных доходов (в первую очередь иностранцев), высока вероятность того, что местные власти используют информацию, поступившую из России, для начала своего процесса по изъятию этой недвижимости в свою пользу», — рассуждает Константин Добрынин. И тогда российские интересы, вполне вероятно, будут отодвинуты в сторону в пользу самих испанцев, считает он.

Такую возможность дают условия договора. В соответствии с ними, российские судебные решения будут исполняться в Испании, если, согласно законодательству Испании, дело не относится к исключительной компетенции ее учреждений и если признание или исполнение решения не затрагивает суверенитета, безопасности, основных принципов законодательства Испании. По мнению Константина Добрынина, эти пункты открывают испанским властям простор для отказа в удовлетворении российского запроса. «Им, безусловно, будет интересно отнести дело к своей компетенции и получить в собственность именно испанской казны спорную недвижимость», — говорит юрист.

Может ли владелец заграничного имущества оспорить его изъятие?

Признание и исполнение иностранного судебного решения не подразумевает проведения какого-либо дополнительного судопроизводства, но только при условии, что оно не будет оспорено, напоминает Константин Добрынин.

И здесь у собственника имущества (судя по сообщению прокуратуры, имущество зарегистрировано не на самого Мойсеенко, а на его «доверенных лиц». — Прим. ред.) открываются возможности по участию в испанском процессе. И каков будет исход этого противостояния интересов российского собственника, российских властей и испанских властей, заранее предугадать невозможно, подчеркивает юрист.

Сергей Мойсеенко, курировавший ранее строительство самого крупного следственного изолятора в России — «Кресты-2», — приговорен к 18 годам лишения свободы за получение взяток на общую сумму свыше 700 миллионов рублей и организацию убийства своего подчиненного. В суде Мойсеенко вину не признал и от дачи показаний отказался. По мнению Генпрокуратуры, с целью скрыть нажитое он регистрировал его на доверенных лиц. Законность дохода, на который было приобретено указанное имущество, Мойсеенко подтвердить не смог.

Есть ли успешные примеры изъятия иностранного имущества по запросу РФ?

Активы возвращаются, но не так быстро и не в том объеме, как этого хотелось бы, отмечала на своем сайте Генпрокуратура. По ситуации на 2023 год на зарубежных счетах оставались под арестом незаконно выведенные из России финактивы на 500 млн долларов, говорил генеральный прокурор Игорь Краснов. Международное сотрудничество «осложняется неконструктивной позицией отдельных стран», комментировал он. Но кое-что все же возвращается: так, в 2023 году были возвращены 3,5 млн долларов, похищенные у одного из вагоностроительных предприятий.

Генпрокуратура в 2019 году говорила, что за рубежом арестованы и заблокированы 250 млн евро и недвижимое имущество на сумму около 300 млн евро, в том числе более 12 млн швейцарских франков на счетах бывшего заместителя министра сельского хозяйства РФ, обвиняемого в хищении средств ОАО «Росагролизинг» и ряда российских банков, и 1,8 млн евро на счетах российского гражданина, обвиняемого в хищении денежных средств при выполнении реставрационных работ в Петербурге.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE3
Смех
TYPE_HAPPY7
Удивление
TYPE_SURPRISED4
Гнев
TYPE_ANGRY1
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5