Общество Это был баланс устрашения, а не апокалипсис. Профессор ВШЭ — о внезапном прекращении огня на Ближнем Востоке

Это был баланс устрашения, а не апокалипсис. Профессор ВШЭ — о внезапном прекращении огня на Ближнем Востоке

12 184
последствия обстрела в Бер-Шеве (Израиль) | Источник: Zuma/TASSпоследствия обстрела в Бер-Шеве (Израиль) | Источник: Zuma/TASS

последствия обстрела в Бер-Шеве (Израиль)

Источник:

Zuma/TASS

В глобальном противостоянии Запада и Китая краткосрочная победа — за США. Профессор ВШЭ — о завершении войны между Израилем и Ираном.

Неожиданное объявление о прекращении огня между Израилем и Ираном в ночь на 24 июня снова сделало Дональда Трампа главным ньюсмейкером. Он заявил, что авиация США покидает Ближний Восток, призвал Израиль остановить бомбардировки и, вообще, требует остановиться и прекратить продолжающиеся после объявления «вечного прекращения огня» налеты. Еще вчера все СМИ обсуждали, как будет развиваться большая война на Ближнем Востоке, а сегодня «Фонтанка» спрашивает: «А что, так можно было?» — у Николая Сухова, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН, профессора ВШЭ.

— Николай Вадимович, Трамп объявил, что война между Израилем и Ираном закончилась, назвал день прекращения огня великим днем для Ближнего Востока и сказал, что это прекращение будет длиться вечно. Позже сообщил, что авиация США возвращается домой. Действительно ли эта война с участием США в прямом эфире завершена?

— На самом деле полномасштабная война и не начиналась. Была крупная военная эскалация: США нанесли удары по ядерным объектам Ирана, после чего Иран ответил ракетной атакой по американской военной базе Аль‑Удейд в Катаре. Эта атака была символической — Иран предупредил США заранее, чтобы избежать жертв. Его жест оценили. Дональд Трамп объявил о завершении 12-дневной войны, «полном и тотальном» режиме прекращения огня. Вероятно, он ведет отсчет с ночи на 13 июня, когда Израиль нанес массированные удары по Ирану, объясняя их необходимостью предотвратить создание ядерного оружия Тегераном. Но я бы назвал сроки её реального начала и завершения пока спорными.

— Ощущение, что мы в сюрреалистичном мире: Трамп, грозивший после «Полуночного удара» по ядерным объектам («либо мир, либо будет трагедия для Ирана»), благодарит Иран за предупреждение об атаке на военную базу, ругает Израиль за бомбежки после объявленного прекращения огня и, «возможно, случайной» иранской ракеты, ударившей по Израилю…

— Да, все это выглядит театрально, с одной стороны, с другой — позволяет американскому президенту позиционировать себя как примирителя и трансатлантического лидера. 12 часов, которые он дал до окончательного прекращения огня — это не просто «постреляйте еще немного». Речь о симметричном прекращении эскалации при сохранении лица всех сторон. Это скорее дипломатическая медиаигра, нежели насмешка. Конечно, на Востоке поведение Трампа воспринимается как оскорбление, но в нынешней ситуации Ирану обижаться еще и на посты президента США не приходится.

— В общем, ничего нового — что-то похожее мы видели уже не раз: США угрожают, Иран делает вид, что отвечает. Символически.

— Это не столько символизм, сколько стратегически сознательная демонстрация силы при почти нулевых человеческих потерях. Да, мы уже видели эти примеры. В прошлом году ответ Ирана — много ракет по Израилю, прорвавших «Железный купол», попадают по пустырям. В 2020 году — убийство Касема Сулеймани, Иран обстрелял военные базы в Ираке без погибших. Теперь в Катаре операция «Благословение победы» — аналогичный жест: заранее предупреждают об ударе, никто не погибает. Это сделано, чтобы показать возможности, но не разжечь полноценную войну.

Продолжение конфликта — обоюдоострый меч. С одной стороны, оно бьет по экономике США и Европы, особенно если будет перекрыт Ормузский пролив. С другой — по экономике Китая, единственного покупателя иранской нефти. Для него перекрытие канала — проблема. Вообще, этот конфликт я вижу как глобальное противостояние Запада и Китая, глобальное противостояние двух торговых путей: «Один пояс — один путь» и торгово-экономического коридора «Индия — Ближний Восток — Европа», анонсированного несколько лет назад. После 7 октября 2023 года индийский коридор оказался под вопросом, теперь под угрозой — китайский.

— Кто выиграл раунд в глобальном противостояния США и Китая с завершением ближневосточного конфликта?

— США добились публичного символического преодоления кризиса: показали силу и контроль, остановили эскалацию. Китай в это время усиливает дипломатические и энергетические связи с Ираном. Пока инициативу сохраняют США, но Китай выигрывает долгосрочно — торгуя нефтью и укрепляя Иран как партнёра.

— При этом со всех сторон (США, Израиль, Иран) риторика была такой, что мир поверил в большую войну. Особенно красноречивым было отмахивание Трампа от заявления собственной разведки. Вероятно, это тоже было игрой?

— Да, разведка США ещё недавно отмечала, что до создания атомной бомбы у Ирана — приблизительно 3 года. Трамп вынужден был отмахнуться от этого заявления Тулси Габбард, потому что имел свой план. (Тулси Габбард работала на Ближнем Востоке и понимает, что силовыми методами Иран не задавить, проще договариваться.) Оглашение запрета на убийство Хаменеи и отсутствие цели по смене режима аятолл указывали на умеренно ограниченную стратегию.

Все это было признаками подготовки к «кабальной сделке»: продемонстрировать решимость, усилить давление и продать прекращение огня как заслугу США. Иран, в свою очередь, своей риторикой может выторговать ослабление санкций.

Вы говорите о том, что мир «поверил». Если под миром подразумевается Запад, то это его политика двойных стандартов, пример которых — Ирак, а теперь Иран. Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси вообще фальсифицировал свой доклад, а потом пошел на попятную, но уже после атаки Израиля и ударов США по ядерным объектам Ирана. Другой, не западный мир не поверил ничему. Все подумали о смене режима в Иране и приготовились к экономическим последствиям.

— В воскресенье западный и незападный мир все же поверили, что Израилю удалось втянуть США в ближневосточный конфликт.

— США формально напрямую присоединились, нанося удары по ядерным объектам Ирана, — это уже военная операция. Однако их активность была ограничена целями разведки и демонстрацией силы в виде разовой операции «принуждения к миру». Трамп прекрасно понимает, что любая серьезная эскалация, приводящая к техногенным катастрофам, сметет с лица земли другие государства — до партнеров США на Ближнем Востоке рукой подать. Кроме того, масштабная военная операция — это деньги, а экономия бюджетных средств для США сейчас — задача номер один.

Израиль тоже не превратил конфликт в полноценную войну — бомбардировки Ирана идут, но остаются ограниченными.

С точки зрения своего выживания Иран явно усилил меры предосторожности и наносил ответные удары, но пока это баланс устрашения, а не апокалипсис.

— Значит ли это, что объявленное Трампом прекращение огня устраивает все стороны?

— Думаю, пока так и есть: каждый может заявить о победе, сохранив лицо. Израиль объявляет о достижении минимальных целей — ударом по ядерным объектам и военной инфраструктуре он затормозил развитие ядерной программы Ирана.

Иран заявляет, что ядерные объекты уцелели, США и Израиль ничего не добились, в Исламской Республике уже сообщили, что Иран победил Израиль.

США/Tрамп довольны: удалось показать силу и объявить прекращение огня без новых жертв.

— Приезд министра иностранных дел Ирана Аббаса Аракчи в Москву 23 июня и объявление о прекращении огня Трампом в ночь на 24-е как-то связаны?

— Похоже на то. Поездка в Москву — знак координации с Россией, укрепление переговорного фронта. После неё Иран объявил о прекращении «войны» с Израилем и США, что говорит, скорее, о дипломатических договоренностях и попытке остановить эскалацию.

Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»

Справка: Дональд Трамп громко заявил о завершении иранско-израильского конфликта, назвав его 12-дневной войной. По словам американского президента, стороны достигли договоренности: сначала боевые действия останавливает Иран, затем спустя 12 часов к миру присоединяется Израиль, а через сутки стороны полностью прекращают военные действия.

Однако 24 июня налеты продолжались, так что президент обвинил обе страны в нарушении режима прекращения огня и сказал, что недоволен обеими. А потом допустил, что это делалось ненамеренно, но Израиль «придется успокоить».

Дмитрий Песков положительно оценил заявления о прекращении огня между Израилем и Ираном, напомнив, что Россия с самого начала конфликта призывала к деэскалации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE5
Смех
TYPE_HAPPY27
Удивление
TYPE_SURPRISED3
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5