
На Петербургском международном экономическом форуме уже давно обсуждают не только финансы и инвестиции. В последние годы в деловую повестку уверенно входит культура. В 2025 году ВТБ представил накануне ПМЭФ культурный аудиогид по знаковым локациям Петербурга и продолжил традицию поддержки масштабных выставок в Русском музее.
Старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева, курирующая деятельность в области корпоративной социальной ответственности, рассказала «Фонтанке», почему второй по величине банк страны делает такой акцент на поддержке культуры и искусства, как рождаются выставки-блокбастеры и в чем сложность быть меценатом в современной России.
— В этом году ВТБ выходит на ПМЭФ с культурной повесткой — недавно был анонсирован культурный аудиогид для гостей Северной столицы, QR-код на который можно увидеть еще на подлете к городу. Почему в фокусе второго по величине банка страны оказалась именно культурная тематика?
— Культурная тематика находится в фокусе ВТБ на протяжении уже 30 лет. Но сейчас она оказалась актуальна как никогда. Банки представляют на ПМЭФ финансовые сервисы, технологии, инвестиции. Но такие предложения и новости ожидает любой клиент банка или тот, кто сталкивается с этой сферой.
Мы решили, что помимо ежегодной поддержки социальных и культурных институций Санкт-Петербурга, можем создать дополнительную и полезную как для жителей, так и гостей города ценность. Поскольку форум проходит в Петербурге, невозможно не говорить о культуре. Новый проект «Открой классику с ВТБ» — это кампания, посвященная самым любимым и известным культурным институциям города, которая позволяет каждому взглянуть на них по-новому и переосмыслить их значение для истории страны.
Культурный аудиогид в этом случае — центральный и интерактивный элемент кампании. Мы предлагаем не только провести время в деловой среде, но и познакомиться с городом тем, кто раньше в нем мог и не быть. Аудиогид — лучший спутник для экскурсии, который поможет создать полное представление о центре Петербурга, его культуре и почувствовать дух города. Мы предлагаем посетить те места, которые стали выдающимися культурными ценностями как с точки зрения архитектуры самих зданий, так и по их содержанию, коллекциям. ВТБ поддерживает их как партнер на протяжении многих лет. Эрмитаж, Русский музей, Дирекция Императорских театров, Шереметевский дворец, Филармония им. Д. Д. Шостаковича, Мариинский театр, Дом Радио — всего семь локаций.

— Проекты, которые вы поддерживаете в Петербурге, интересны не только гостям, но и жителям города. Примером может служить выставка Карла Брюллова, которая закончилась буквально недавно. Ажиотаж был такой, что первое время билетов на нее не было вообще, да и к завершению музейные залы не пустовали. В чем сложность организации таких проектов? Русский музей кажется достаточно крупной организацией — зачем ему нужна помощь банка?
— Многие выставки, которые мы поддерживаем, уникальны. В музейной сфере их называют блокбастеры, они не могут не привлечь к себе внимания. Музей не создаст такую выставку в одиночку — музейному блокбастеру нужен меценат: каждая масштабная экспозиция — полноценный крупный проект с огромными финансовыми и человеческими ресурсами. Поэтому в процессе организации выставки участвует много профессиональных партнеров. Простой пример — транспортировка картин из разных музеев и собраний, создание для них особых условий хранения, оплата страховки, гонорары кураторов и сотрудников музеев и др.
— С чем вы связываете такую популярность выставки Брюллова: в обществе вырос интерес к искусству или просто тема, как говорится, «зашла»?
— Выставка впервые за много лет представила настолько объемную коллекцию работ художника. Карл Брюллов — один из немногих российских живописцев, признанных во всем мире. Интерес к его творчеству был всегда: мы еще в детстве видели — вживую или на репродукциях — знаменитую «Всадницу» или «Итальянский полдень», и каждый ребенок понимает, что он знает картины Брюллова.
На экспозиции в Русском музее впервые после реставрации показали грандиозное полотно «Последний день Помпеи» — это уникальное событие. Кроме того, были представлены произведения, которые до этого не выставлялись в России. И самое главное, что у каждого, кто приходил на выставку, через творчество художника была возможность еще раз погрузиться в историю страны, вспомнить что-то забытое, открыть новые факты, переосмыслить прошлое и протянуть какую-то из линий в настоящее.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Экспозиция «Великий Карл» в Русском музее была построена по линии и хронологии жизни художника. Посетители могли познакомиться как с его творчеством, так и с историей Санкт-Петербурга.
Сейчас выставка открылась в Москве, в Третьяковской галерее, но она представлена совершенно по-другому — и посмотреть на историю можно совершенно иначе и найти что-то новое для себя.
— И все-таки имя Карла Брюллова известно всем. А какова политика банка по поддержке менее известных авторов, менее «раскрученных» институций? Поддерживаете ли вы кого-то, кто еще не знаком публике?
— Подобных проектов у нас меньше, поскольку невозможно поддержать всех, а мы сосредоточены на работе с определенным кругом культурных институций.
В Москве у ВТБ есть собственный проект — Центр конструктивизма «Зотов». Вместе с командой «Зотова» и директором Дарьей Филипповой мы организовали его как междисциплинарное пространство, где встречаются разные способы исследования авангарда. Там проводятся выставки, перформансы, кинопоказы и лекции, организованные в том числе молодыми кураторами. Недавно с успехом прошла экспозиция «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро», которая появилась в результате обширной научной работы в рамках грантовой программы Центра. Так мы открываем новые имена в живописи, архитектуре, кинематографе и помогаем молодым исследователям искусства. Если говорить о поддержке и развитии искусства сегодня, то для этого мы используем собственную институцию с молодой и прогрессивной командой.
— И чтобы завершить тему с Русским музеем: вы сотрудничаете с ним давно и плодотворно, готовите ли вы какие-то блокбастеры в ближайшее время? Что еще мы увидим в Петербурге?
— Во время Петербургского международного экономического форума состоится открытие флагманской выставки «Наш авангард». Для ее посетителей ВТБ тоже подготовил специальный аудиогид, который поможет лучше понять искусство авангарда. Голос известного оперного певца Ильдара Абдразакова проведет их по всей истории уникального направления, созданного в России.



Экспозиция впервые представит самое большое собрание авангарда в музее за последние 130 лет: объединит более 400 работ Малевича, Кандинского, Матюшина, Гончаровой, Ларионова. Проект точно окажется ценным не только культурно, но и образовательно.
— Если говорить про институции, которые поддерживает ВТБ, то для Петербурга это, конечно, большой проект реставрации Дома Радио, который не так давно начался. Почему был выбран именно Дом Радио — чем он выделяется для вас?
— Дом Радио — часть нашего большого партнерства с оркестром и хором musicAeterna Теодора Курентзиса, искусство которых ценится во всем мире. Важно, что они работают в России и представляют свое творчество, гастролируют по регионам.



Дом Радио стал репетиционной и концертной площадкой musicAeterna. Когда мы увидели, в каком состоянии он находится, поняли, что без реставрации этот проект не будет цельным. Сегодня мы активно занимаемся тем, чтобы дать Дому Радио новую жизнь, и надеемся: когда все работы будут закончены, он превратится в новый центр искусств — место силы, притяжения для жителей и гостей Петербурга.
Сохранение Дома Радио важно и с точки зрения исторического ландшафта — Итальянская улица от площади Искусств до Манежной представляет собой впечатляющий ансамбль, который важно оставить в первозданном виде.
— ВТБ — это банк, а банк — это всегда про деньги. Сколько ежегодно вы тратите на поддержку культуры, искусства?
— У нас есть программа «Культурная страна», на которую ежегодно направляется порядка 2 миллиардов рублей. От года к году банк увеличивает сумму, и на 2025 год уже запланировано более 2 миллиардов рублей. В нее входят крупнейшие проекты, которые мы регулярно поддерживаем: Русский музей, Третьяковская галерея, Театр балета Бориса Эйфмана, Мариинский театр и др. Например, мы поддерживаем Филармонию им. Д. Д. Шостаковича, в том числе их гастроли за рубежом. Сегодня Петербургская филармония известна, например, в Китае — билеты на концерты в этом году были распроданы на 100%. В других институциях, таких как Русский музей, мы поддерживаем и культовые, большие выставки.
Уделяем особое внимание региональным проектам. Например, ВТБ стал партнером Театра оперы и балета в Нижнем Новгороде и Театра драмы имени Ф. Волкова в Ярославле.
— Каково вообще быть меценатом в современном мире? Видите ли вы процесс развития меценатства в стране — как происходит взаимодействие между меценатами и творцами, культурными институциями?
— Меценатом быть непросто, так как всегда есть ограничения, в первую очередь бюджетные. Проектов много, поддерживать хочется больше, но приходится расставлять приоритеты. Чтобы меценатская деятельность в России развивалась, важно активное участие государства. Сейчас уже предпринимаются подобные шаги. Например, при участии Минэкономразвития запущены законодательные инициативы, которые позволяют получать налоговые льготы компаниям. Это дополнительная мотивация корпорациям помогать культурным и социальным проектам. Всё активнее развивается частное меценатство — именно физических лиц, которые хотят помогать культуре и делают это. На мой взгляд, развитие современного и эффективного меценатства возможно только в подобной синергии частных инициатив, государственной поддержки и умного вклада корпораций. Такой подход может в целом помочь продолжить многовековую традицию меценатства в России.